Законы рф для граждан рф

Изменения, связанные с упрощением выдачи российского гражданства 1 сентября вступили в силу. Новый закон о гражданстве РФ 2018 года с изменениями и дополнениями фиксирует возможность льготного принятия гражданского статуса русскоязычным гражданам бывших республик Советского Союза, упрощает требования для граждан Украины относительно выхода из украинской государственной принадлежности. Новый регламент получения гражданства помогает привлекать в страну предпринимателей, инвесторов, профессионалов в разных сферах деятельности.

Изменение в закон о получении РВП

законы рф для граждан рф

Стать гражданином РФ иностранцу можно или на общих основаниях, или при наличии оснований, используя льготы. Закон о гражданстве Российской Федерации 2018 года последней редакции упрощает регламент вхождения представителя иного государства в российское гражданство. Прежде всего, это относится к гражданам Украины.

Процедура отказа от украинской государственной принадлежности длительная – минимальный срок составляет до 2-х лет. Теперь украинским претендентам на гражданство РФ нет необходимости долгие годы ждать, когда документы будут рассмотрены и Президент Украины подпишет указ о лишении заявителя гражданского статуса. В комплект материалов к заявлению о вступлении в гражданство РФ надо прикрепить написанный претендентом на государственную принадлежность отказ от украинского гражданского статуса, заверенный нотариально.

Закон №62-ФЗ о гражданстве Российской Федерации в 2018 году дает возможность привлечь в страну инвесторов, бизнесменов, специалистов высокой квалификации. Для оформления российской государственной принадлежности необходимо иметь РВП. Этот документ выдается в соответствии с действующими квотами, которые обновляются ежегодно. Иностранец может получить РВП без квоты, если он относится к категории лиц, перечисленных в статье 6 ФЗ № 115.

Cкачать статью 6 ФЗ-115 (.DOCX)

Стандартная схема

Любой иностранный гражданин, желающий вступить в гражданство РФ и не имеющий основания для льготного оформления статуса, должен действовать по стандартной схеме. Порядок получения российского гражданства требует, чтобы были выполнены некоторые условия.

  1. Обладатель иностранного паспорта живет в России постоянно со статусом ВНЖ 5 лет.
  2. Иностранный гражданин оформил отказ от предыдущего гражданства. Этот пункт не требуется выполнять гражданам Таджикистана, так как с этой страной у России есть договор о двойном гражданстве.
  3. Претендент на гражданство РФ должен предоставить финансовые гарантии, имеет источники дохода.
  4. Знает русский язык на уровне, подтвержденном результатами проведенного теста.

Сократить срок пребывания иностранного гражданина в России в статусе ВНЖ закон о гражданстве позволяет тем из них, кто достиг высоких вершин в профессиональной сфере или специализируется в областях, интересующих РФ, имеет заслуги перед российским государством, оформил статус беженца или обратился за политическим убежищем. Вопрос о приеме в российский гражданский статус иностранцев в общем порядке рассматривает Президент России.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

При положительном решении Президент РФ издает соответствующий указ. Получение паспорта регулирует постановление правительства по вопросу получения гражданства РФ. Общегражданский паспортный документ должен иметь каждый россиянин, в том числе и недавно получивший этот статус несовершеннолетний старше 14 лет.

Кто может воспользоваться упрощенным порядком

Новый закон о получении гражданства в России за 3 месяца начал действовать с сентября 2018 года. Основные изменения коснулись льготной схемы вхождения в гражданский статус. Упрощенной схемой могут воспользоваться иностранцы:

  • бывшие граждане Советского Союза, рожденные на территории РСФСР;
  • имеют хотя бы одного родителя, обладающего статусом гражданина РФ;
  • апатриды, рожденные в СССР;
  • состоящие в браке с гражданином России;
  • имеющие недееспособных детей с российским гражданским статусом;
  • участники госпрограммы возвращения на родину соотечественников.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

С 01.09.2018 ст. 14 ФЗ о гражданстве РФ претерпела изменения. В нее было внесено дополнение для облегчения получения российского гражданства претендентам с украинским гражданским статусом.

законы рф для граждан рф

Льготы студентам

Указ президента о гражданстве РФ содержит пункт, в котором говорится о том, что основания воспользоваться упрощенной схемой вхождения в статус имеют бывшие студенты российских вузов. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Здесь важно соблюсти условие: образование получено после 01.07.2002, и претендент на гражданство России обладает стажем работы от 3-х лет. Получение российского гражданства студентами возможно при наличии диплома, трудовой книжки, договора выполнения работ, сведений о пенсионном страховании.

Условия бизнесменам

Для лиц, ведущих частный бизнес в России в течение трех и более лет, ступившие в силу поправки в закон о гражданстве РФ 2018 года дают большие преференции. Получить гражданство России этой категории иностранцев можно по упрощенной схеме, предъявив такие бумаги:

  • выписку из реестра ИП;
  • данные об уплате налогов за последние 3 года (без учета земельного, транспортного налога, на имущество, госпошлины, возвратов излишне уплаченных сумм);
  • подтверждение внесения взносов в Пенсионный фонд;
  • если претендент на гражданство РФ является работодателем – сведения о внесении взносов в Пенсионный фонд за работников.

При наличии подтверждающих документов, индивидуальный предприниматель может рассчитывать на льготы при оформлении гражданства России в соответствии с упомянутым законом.

Инвесторам в экономику

Многие иностранные бизнесмены вкладывают в экономику России денежные средства, организовывают рабочие места для россиян. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации привело к тому, что инвесторы получили право оформить государственную принадлежность к РФ по упрощенной схеме. Такой возможностью могут воспользоваться те иностранные бизнесмены, которые вложили сумму, равную или превышающую 10 млн. рублей. Компания, в уставный капитал которой была внесена эта сумма, должна выплачивать налогов и пенсионных взносов 6 и более млн. рублей.

В результате трудоустройства

законы рф для граждан рф

Оформить гражданство РФ на льготных условиях могут и те иностранцы, которые осуществляют трудовую деятельность на российских просторах. Они вправе рассчитывать на льготы при получении гражданства РФ, если временной отрезок их официальной работы – не менее трех лет, а специальность включена в список профессий иностранцев, имеющих возможность оформить гражданский статус РФ по упрощенной схеме.

Гражданство для несовершеннолетних

При рождении ребенка в семье, где отец и мать – граждане России, вопросов с оформлением гражданского статуса не возникает. Для этого надо получить свидетельство о рождении младенца и обратиться в отделение МВД с заявлением от родителей. В подтверждение гражданства родителей потребуются их паспорта. В учреждении на свидетельстве о рождении будет поставлен штамп о гражданстве. Если ребенок родился за границей, процедура происходит в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Иначе происходит оформление гражданства новорожденному, если один или оба родителя – представители зарубежных государств. В первом случае на это потребуется согласие родителя с гражданским статусом зарубежной державы. Документ оформляется в письменном виде и удостоверяется подписью нотариуса. Если оба родителя – иностранцы и подали ходатайство о гражданстве РФ, несовершеннолетние дети получат этот статус.

Если родители не могут принять согласованное решение по вопросу гражданства ребенка, в силу вступает статья 41 ФЗ о гражданстве Российской Федерации. В этой статье даны разъяснения, как в этом случае выйти из положения. Такой спор может разрешить только судебный орган, который должен исходить из интересов несовершеннолетнего.

законы рф для граждан рф

Процесс восстановления гражданского статуса

Случается, что граждане РФ теряют этот статус. До 01.09.2018 года это всегда происходило добровольно. Многие россияне для того, чтобы оформить гражданство другого государства, куда они переехали на ПМЖ, отказывались от российской государственной принадлежности. Процедура выхода из гражданского статуса длительная, связанная со сбором большого количества справок, выписок, свидетельств, прочих бумаг.

Если у россиянина, подавшего прошение о лишении его этого статуса, не оставалось невыполненных перед государством обязательств, Президент России подписывал указ о выходе из гражданства РФ. После этого, отъезжающий на ПМЖ за рубеж человек сдавал внутренний, заграничный паспорт, свидетельство о рождении.

Но времена меняются, жизненные ситуации тоже. В последнее десятилетие многие бывшие соотечественники стали возвращаться на родину и хотят восстановить гражданство Российской Федерации. Для этой категории иностранцев гражданство можно восстановить в общем порядке, только прожить в России беспрерывно требуется не 5 лет, а 3 года.

Если же бывшие граждане имеют заслуги перед Российской Федерацией, 3 или более лет служили в армии РФ, обладают высокими достижениями в своей профессиональной сфере, они могут оформить восстановление гражданства РФ в упрощенном порядке. Такими же льготами смогут воспользоваться бывшие россияне, получившие статус беженца или политическое убежище в России.

Новый спектр полномочий сотрудников миграционной службы

законы рф для граждан рф

После принятых изменений в Закон о гражданстве РФ соответствующие корректировки были внесены в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Ходатайство о предоставлении гражданства подается в территориальный миграционный орган, который изучает все поданные материалы и в итоге принимает решение. В его полномочия входят следующие действия:

  • изучение заявлений о присвоении лицу гражданского статуса Российской Федерации;
  • прием решений, их исполнение, подготовка и выдача заявителю соответствующих документов;
  • актуализация реестра лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении российского гражданского статуса;
  • сбор доказательной базы по каждому заявлению и осуществление оценки фактов, подтверждающих наличие или оснований для приема в гражданство России;
  • проверка правдивости фактов и сведений, указанных претендентом в заявлении ;
  • осуществление дактилоскопических процедур, фотографирования, внесение информации в базы данных;
  • установление личностей апатридов.

Помимо перечисленных, территориальные управления по вопросам миграции МВД осуществляют прочие полномочия, определенные законом и положением об уполномоченном органе.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Вам также будет интересно

31 октября 2018 г. 17:24


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЗАКОН


О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ

И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.


Статья 2. Основные понятия


В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места пребывания;

снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;

место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.


Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации


В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

пол;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) — при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 4. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации


Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.


Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания


Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Часть седьмая утратила силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 525-ФЗ.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Администрации учреждений, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями одиннадцатой — тринадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.


Статья 6. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства


Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.


Статья 6.1. Особенности регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает


Регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Для регистрации по месту жительства гражданин, указанный в части первой настоящей статьи, предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность данного гражданина;

документ, подтверждающий ведение данным гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 7. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства


Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

абзацы третий — четвертый утратили силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 525-ФЗ;

признание безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона;

прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.


Статья 8. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации


Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной зоне;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.


Статья 9. Защита права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации


Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.


Статья 10. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона


Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 11. Применение норм международного права


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.


Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

25 июня 1993 года

N 5242-1

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Постановление ЦИК России от 19.04.2017 N 80/696-7 «О внесении изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации»

место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин Российской Федерации (далее — гражданин) постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места жительства, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

Приказ Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761»

При наличии у гражданина оснований пользоваться несколькими жилыми помещениями в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» совершеннолетние дееспособные граждане самостоятельно решают, в каком жилом помещении им постоянно проживать и регистрироваться по месту жительства. От этого выбора заявителя и членов его семьи зависит определение состава семьи заявителя и возможность получения субсидии для оплаты того жилого помещения, в котором заявитель и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства. Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». Разведенные родители несовершеннолетнего ребенка должны осуществить его регистрацию по месту жительства в соответствии с решением суда или принять необходимые действия для изменения такого решения.

Минобрнауки России от 13.12.2016 N 08-2715 «О порядке приема в общеобразовательные организации»

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 01.11.2016 N 600н (ред. от 13.02.2018) Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6952; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 78; N 27, ст. 3988; N 48, ст. 6724; 2016, N 23, ст. 3276) (далее — Закон от 25 июня 1993 г. N 5242-1);

Минтруда России от 18.11.2016 N 12-1/10/В-8544 «О недопущении отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации»

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения» местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

ФМС России от 08.06.2015 N СК-1/3-6839 «О регистрации по месту жительства отдельной категории граждан»

Исходя из того, что введенный Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (далее — Закон) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации носит административный характер, а не гражданско-правовой, его целью является отражение факта нахождения гражданина по месту пребывания либо по месту жительства.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные названным Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Решение Верховного Суда РФ от 21.10.2015 N АКПИ15-1074

Гражданка Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 8, подпункта «а» пункта 8, подпункта «а» пункта 8.1 Правил в части требования постоянного места жительства, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» абзацу третьему пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и нарушают ее права. Указывает, что Правительство Российской Федерации не обеспечило равенство граждан на получение субсидии, поскольку граждане, проживающие по договору найма в частном жилом фонде, но имеющие длительную регистрацию по месту пребывания, лишены права на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

11. Обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

Решение Верховного Суда РФ от 09.10.2015 N АКПИ15-885

В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».