Работа учителем английского языка во вьетнаме

Содержание

работа учителем английского языка во вьетнаме

Поиск работы

Я начал искать работу учителем английского языка во Вьетнаме, когда находился в Лаосе. В этом мне помогли группы в фейсбуке, такие как Vietnam Teaching Jobs и им подобные. В них ежедневно появляется 10–20 вакансий.

Среди обычных требований — европейская внешность, диплом бакалавра и наличие международного сертификата о праве преподавания английского языка как иностранного (самое интересное о нем вы узнаете в конце материала).

Последнее требуется не везде (у меня его нет, и, как я думал, мне он и не нужен — ведь я и так преподаватель по специальности). Зарплаты начинаются от 10 долларов в час и достигают 20 долларов, если вы native speaker (уроженец Англии, США, Австралии, Новой Зеландии или ЮАР).

За пять дней я отправил свое резюме в 70 компаний. Я писал, что сертификата у меня нет, зато есть степень бакалавра, три года стажа частных уроков (врал) и справка о прослушивании 5 летних курсов. Для убедительности прикреплял фото диплома и своего европейского лица.
Около половины компаний посчитали лишним отвечать мне, еще треть написала, что нужен сертификат, четыре пригласили на собеседование в Ханое. Так как специально ехать во Вьетнам ради собеседования я не собирался, оставался последний вариант — школа Popodoo smart english в городе Тай Нгуен, которая согласилась провести со мной интервью по скайпу.

Мой уровень английского удовлетворил директора, так что спустя две недели я приземлился в аэропорту Ханоя и получил рабочую визу. Для русских она стоит 5 долларов, для других иностранцев — 20–100 долларов в зависимости от страны.

В школе я успешно прошел личное интервью, послушал два урока другого преподавателя, прошел два трехчасовых тренинга, подписал бумаги о двухнедельном испытательном сроке — и вот я уже учитель, с ключами от собственной комнаты и личным мопедом.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Быт

В главном офисе нашей языковой школы располагались как классы, так и комнаты для преподавателей. Учителей было девять: четверо русских, включая меня, полячка, немец, венгр, американец и итальянец.

Комнаты, в которых мы жили, представляли собой коробки из гипсокартона 4 метра в ширину и 7 в длину. Из мебели: двуспальная жесткая кровать, шкаф, два стула. Стены окрашены в розовый. Кондиционер в каждой комнате, туалет — один на весь этаж, душ — этажом ниже.

Холодильник тоже был один на всех, а помойка находилась прямо у туалета. Ночью через открытые окна в нее постоянно залезали крысы. Когда кто-то выходил в коридор, они пугались и прятались в стиральной машинке, которая стояла в туалете.

Однажды маленькая крыса так меня испугалась, что убежала в переговорную и там залезла по проводам в кондиционер.

Каждому учителю положен мопед, но на практике хватает их не всем, и иногда приходится подвозить друг друга в учебные центры. Все мопеды старые, большинство неисправны по мелочам. Договор аренды требует от учителя мыть и покупать бензин для них, утеря транспорта обойдется в 200 долларов.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Школа и дети

Наша школа — частная, так что детей туда отдавали с трех лет, самым старшим ученикам было по 15.

Вьетнамские дети отличаются непоседливостью и неуважительным отношением к учителям. Кроме того, они постоянно ковыряются в носу и трусах. Многие впервые видят белого человека, поначалу пугаются и плачут.

Уроки проводятся вместе с ассистентами, в роли которых выступают студенты местных вузов. В каждой группе 10–12 учеников. Иногда в уже сформировавшуюся группу приводят новичков, абсолютно не знающих английского, даже если уже пройдено несколько первых уроков.
Класс — комната 6 на 6 метров, компьютер, на стене — интерактивная доска, на полу — мягкие маты и мячи: дети любят побеситься. Зимой помещения не отапливаются, постоянная температура — около 13 градусов, к тому же очень сыро и от этого кажется еще холоднее. Дети и преподаватели занимаются в куртках.

Каждая группа имеет название по городам или штатам: Лейпциг, Калифорния, Сиэтл.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Занятия

В будние дни у меня было всего два полуторачасовых урока: с 17:30 до 19:00 и с 19:30 до 21:00. Они не всегда в одном месте, часто приходилось в перерыве ехать в соседний центр.

Зато в выходные — 4–5 уроков в день. Самый ранний начинается в 8:00, последний заканчивается около девяти вечера. У преподавателя шестидневная рабочая неделя, единственный свободный день — ни в коем случае не суббота или воскресенье.

К занятиям нужно ежедневно составлять планы по образцу, это занимает около часа. От учителя требуется проявлять как можно больше актерского мастерства, веселиться и играть с детьми, не быть скучным и не ругаться. Можно наказывать детей за плохое поведение, ставя в угол на 10–15 минут или лишая участия в играх.

Процесс обучения построен на основе игр и интерактивной доски. Для заучивания новых слов используются карточки с изображением предметов. В начале каждого урока включается мультфильм и приветственная песенка. Дети танцуют, повторяя движения за персонажем из видеоряда.

Произношение у многих детей ужасное, за ним абсолютно не следят и не корректируют, чтобы не быть слишком скучным и навязчивым. Я много времени уделял фонетике, но директор сказала, что дети жалуются родителям на скучную атмосферу уроков.

Жертвой такого отношения была и сама директриса. Она не могла произносить некоторые твердые согласные, например “t” заменяла “s”, в результате чего такие слова, как “meeting” превращались в “missing”, обретая совершенно иные значения.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Игры

Для самых маленьких разработано несколько игр с мячом и карточками.

Например, дети сидят в кругу и передают мяч по кругу под музыку. Когда учитель нажимает стоп, тот, у кого в руках оказался мяч, должен назвать по-английски слово с картинки. Или более активное занятие: карточки раскладываются в ряд, учитель называет слова, а два ученика должны наперегонки показать на картинках их обозначения. В такие моменты в классе царит хаос, так как бегать к картинкам начинают абсолютно все ученики.

Игры на интерактивной доске очень простые: голос говорит слово, ребенок должен показать пальцем предмет на экране. Или такой вариант: распределить предметы по двух разных темам, например «игры» и «моя комната».

В конце каждого урока малышам снова включается песня и видеоряд, они пляшут и веселятся.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Старшие классы

Со старшеклассниками заниматься проще. Они относительно дисциплинированны, уже неплохо говорят по-английски, и играть с ними уже не нужно.

Задания старшим так же элементарны: убрать ненужное слово, подставить пропущенное, распределить слова по порядку в предложении и тому подобные. Грамматике уделяется примерно треть каждого урока.

Произношение у старших учеников тоже отвратительное, половину произносимых ими слов мне приходилось угадывать, опираясь на тему диалога.

Стикеры вместо оценок

И старшие, и младшие ученики в конце урока получают домашнее задание и стикеры.
Стикеры — это своего рода бонусы за хорошее поведение и активность на уроке. Маленькие картинки с изображением различных фантастических персонажей клеятся в рабочую тетрадь на первую страницу.

За верные ответы на уроке ученики получают звезды, которые записываются на доску. Сколько звезд накапливается за урок, столько стикеров и получает ученик.

Оплата труда

В течение испытательного срока зарплата начисляется из расчета 10 долларов в час. После подписания контракта она возрастает до 11 у.е./час.

В месяц платили 1000 долларов. Нормой является отработка 100 часов в месяц, но этот минимум в 1000 долларов у нас выплачивался, даже если их было меньше. Переработка оплачивается по тому же тарифу.

У меня за месяц вышло 1050 долларов по тарифу 10 долларов/час с учетом того, что по выходным я преподавал 4 урока. Если бы их было 5, я заработал бы 1130 долларов.

работа учителем английского языка во вьетнаме

Итог

По истечении двухнедельного срока начальница сообщила, что я плохо адаптируюсь к детям, мало с ними веселюсь и слишком много требую. Потому испытательный период мне продлили еще на две недели. Мы подписали контракт на 4 месяца с оговоркой, что если я буду недостаточно хорош, компания его расторгнет. Расторгнуть контракт учитель в одностороннем порядке не может.

К концу месяца я устал от этой клоунады и сообщил директору, что недоволен условиями. Она очень сожалела о моем решении, но отказать не могла.

Зарплату выплатили уже через день, несмотря на то, что на дворе было 1 января. Выдается она во вьетнамской валюте и потому выглядит внушительно: я получил 22 миллиона донгов.

Менять их на доллары, к слову, лучше нелегально в ювелирных магазинах, которые таким методом частично легализуют свой товар.

Из этого месяца преподавательской деятельности во Вьетнаме мой вывод однозначен: лучше было родиться в Англии или ЮАР. 10 долларов за час — не слишком хорошие деньги за требуемую клоунаду от дипломированного специалиста.

А международный сертификат, дающий право преподавать английский, как позже выяснилось, все учителя этой школы сделали в фотошопе.

Давно хотела написать о том, как из тур-индустрии Малайзии я вдруг перекочевала в сферу образования в другой стране. Думаю, мой опыт будет чем-то полезен другим желающим трудоустроиться в Азии. Но для этого необходимо обладать, как минимум, тремя навыками/качествами.

1. Знать английский язык, конечно же! Хотя бы на уровне intermediate, без заметного славянского акцента.

2. Находить общий язык с детьми, подростками, взрослыми, персоналом школ и быть стрессоустойчивым.
3. Иметь приятную внешность, что должно идти в одной связке с ухоженностью. Возраст при этом не имеет большого значения, — я знакома как с учителями, едва закончивших колледж, так и с теми, кому за 60.

(небольшой частный языковой центр)

Где вообще можно преподавать во Вьетнаме:

в государственных школах (в них обычно переполненные классы и нет кондиционеров, зато там хорошо платят)
в частных школах (все прилично и чисто, классы — до 25 человек, но дети довольно пассивны или избалованы)
в языковых центрах (их уровень разный, классы 6-20 человек, занятия чаще по вечерам и по выходным)
в частных университетах (работа как со студентами, так и преподавателями)
проводить уроки английского для персонала компаний (тут больше предпочитают native speakers, но если нравитесь — возьмут)
заниматься частной практикой на дому или с выездом, т.е., репетиторство

Более детально по этим пунктам и другие полезные лайфхаки ниже. Но прежде моя собственная история. Я писала ранее о том, что Вьетнам никогда не был той страной, которую видела в своих мечтах. Мне вообще туда не хотелось, даже для галочки. Но в феврале 2016 года поступило предложение от одной русско-вьетнамской компании, которая занималась подбором учителей для разных школ в Хошимине и округе. Компания была свеженьким старт-апом «друзей друзей», т.е., ехать уже было не так стремно.

Мой собственный проект в Малайзии тогда накрывался медным тазиком, но, имея на руках рабочую визу, я вполне могла найти себе новую работу в турсекторе, быстро и без особых проблем. Только меня совершенно не устраивала зарплата и вариант с просиживанием задницы в офисе с 9 до 6. Поэтому решилась на отчаянный шаг — переезд в новую страну с новой для себя занятостью.

(в глубинке дельты Меконга)

По правде говоря, всегда хотела поработать учителем. Хотя бы временно. В моей семье два поколения трудились на этом поприще и если бы не унизительно низкие зарплаты, я бы с удовольствием преподавала историю, — зря, что ли, на историческом училась? Так что Вьетнам открыл для меня возможность попробовать. Касательно компании, что меня пригласила: ребята в то время сами начинали и не совсем понимали как вести бизнес. Так что отношения у нас сложились от натянутых до нейтрально ровных, поскольку не была оказана обещанная помощь (треннинги), было множество провалов в организации труда, становилась явной скрытая правда относительно зарплат, занятости. Теперь они работают лучше, — опыт все-таки, но наши контакты минимальны.

И да, поначалу было очень сложно. Месяца три-четыре ушло на то, чтобы понять различия между потребностями разных школ и языковых центров и выработать соответствующий стиль преподавания. Затем еще несколько месяцев работы на репутацию. И теперь не я бегаю по школам с резюме, а они пишут мне и приглашают на занятия. Мое основное место — большая частная школа, в качестве дополнения — два языковых центра и иногда репетиторство.

(игровая площадка внутри частной школы)

Но вернусь к начальным трем пунктам. Итак, вы владеете английским и, как вам кажется, хорошо. Но чтобы на вас смотрели как на преподавателя, стоит немного распустить хвост. А это значит, что неплохо было бы помахать перед носом потенциальных работодателей сертификатом TESOL, CELTA или TEFL. Все названия гуглятся, так что в детали вдаваться не буду. У меня есть TESOL. Самый простой способ получить его — это пройти курс онлайн, стоит от $200. Сертификат не обязателен, но добавит вам баллов к имиджу и денег в зарплату. И с ним реально проще найти работу.

Стоит помнить о том, что учебные заведения Вьетнама, все же, предпочитают native speakers. Но если ваш английский чист, понятен, а лично вы не претендуете на место в одной из престижных и крупных языковых школ вроде ILA, то все возможно. Куда доброжелательнее к не-нейтивам школы на окраинах, отдаленных районах или вообще маленьких городках. Это одна из причин, по которых я живу в 14 км от центра Хошимина, рядом со своими школами.

(подсаживаю третьеклашек на «Машу и Медведя»)

Детальнее о втором пункте. Общий язык и хорошие отношения с окружающими может стать вашим главным козырем. Да, ваша задача — нравиться. Нравиться детям и студентам, нравиться местным коллегам. С коллегами сложнее, кстати. Все они в курсе, что учителя-иностранцы зарабатывают в 5-8 раз больше, причем, выполняют меньший объем работы. Все это не особо радует учителей-вьетнамцев, поэтому важно быть доброжелательным, иногда угощать коллег конфетами да печеньками, выбираться с ними, на какие-то посиделки, если приглашают и не хвастать заработками.

Методы работы с учениками в разных школах могут существенно отличаться. В одной ваша задача — развлекать и играть + чуть-чуть английского, в другой — ставка на знания с небольшим элементом have fun. В любом случае, дети должны вас любить и никак не бояться. Особенно в частных заведениях. Хороший/добрый/веселый/красивый учитель-иностранец — это та самая наживка, на которую клюют родители студентов, оплачивая новый месяц или новый семестр занятий в конкретной школе.

А теперь про внешность или пункт третий. Еще не так давно бОльшая часть учителей английского были бекпекерами, что заезжали во Вьетнам на 1-3 месяца. Когда деньги вдруг заканчивались — они шли работать. Но при этом редко покупали соответствующую одежду или меняли стиль и вполне могли заявиться на занятия в мятой футболке, несвежих шортах и немытыми три дня волосами. Поэтому выглаженная рубашка, аккуратное платье, маникюр производят на большинство школ неизгладимое впечатление. Если к этому прилагается чистая кожа и волосы, уверенный взгляд, громкий голос и доброжелательность (см выше) — цены вам не будет. Да, тут важно соответствовать имиджу «белого человека».

В Хошимине «белым людям» платят от 14 до 22$ в час. Многое зависит от расположения школы и того впечатления, что вы произвели на менеджеров.

(экскурсия первоклашек в супермаркет)

А теперь резюмирую все понемногу:

1. Работу можно найти не только заранее (через посредников), но и на месте. Для этого стоит десятка два резюме и лично пробежаться по школам и центрам. Можно и разослать, но рассылка дает куда меньший процент положительных отзывов. Сертификат желателен, приятная внешность и опрятность — обязательны.

2. Собираясь во Вьетнам, имейте на руках хотя бы 1000$ на первое время. Если у вас еще нет опыта работы и некому помочь, месяца два-три уйдет на привыкание к местной действительности, поиск школ, составление личного графика, а количество рабочих часов в месяц поначалу будет едва покрывать базовые расходы на питание и жилье.
3. Научитесь понимать что от вас требуется в первую очередь в каждой школе,- to make fun or to give knowledge. Даже студентам университета нужно давать какие-то игры и веселые приколы на тему «этот забавный английский». А детям и подавно.
4. В резюме должен быть указан опыт работы учителем/репетитором. Даже если его не было в действительности.
5. Не соглашайтесь на низкую ставку, разве что на испытательный срок. Например, «ОК, месяц за 13 долларов, но потом 18».
6. Зарплата обычно указывается в долларах почасово, но у каждой школы курс доллара «свой». Поэтому уточняйте реальную зп в местной валюте. Могут быть сюрпризы.
7. С гораздо большим энтузиазмом вас примут в маленьких городках около крупных мегаполисов. Я, например, прошлым летом почти каждые выходные ездила в соседнюю провинцию, куда нейтивы (да и не-нейтивы) просто ленились приезжать, — почти 2,5 часа на перекладных от Хошимина в одну сторону. Платили хорошо, а дети, завидев блондинку с голубыми глазами, приходили в восторг.
8. Если вы не умеете водить мотобайк — скорее всего, придется начать. Общественный транспорт в Хошимине развит плохо, у всех есть личный. Ко многим школам категорически неудобно добираться, хотя меня спасает UBER и GrabBike/GrabCar (я не вожу).
9.Не хватайтесь за все, что вам предлагают. Можно очень быстро выгореть и разочароваться. Начните с 10-15 часов в неделю, а потом добавляйте по мере своих сил и возможностей. У меня сейчас около 25-30, — больше просто сложно физически.
10. Забудьте про выходные. Т.е., про субботу и воскресенье. Именно в эти дни в языковых центрах самая горячая пора, когда вам могут набросать 3-4 урока утром и столько же вечером. А также забудьте про слово «выспаться» — занятия в школах начинаются в 7.30 и ваши капризы «а можно я буду приходить к 9?» просто не поймут и возьмут другого учителя.
11. Некоторые школы оформляют рабочие визы при условии долгосрочного контракта. Для этого необходимо больше документов, чем один сертификат. Хорошая новость в том, что можно работать и по туристической визе. На это нередко закрывают глаза и про облавы на учителей-нелегалов слышать не приходилось.
12. Основными точками, где можно найти работу, являются Хошимин (Сайгон) и Ханой. Но можно попытаться и в других городах, — например, одна из моих знакомых уехала в Дананг, там воздух чище и природа поинтереснее, хотя средняя зарплата ниже.
13. Дописываю этот пункт по горячим следам: берегите здоровье. Если вы болеете (расстройство кишечника, потеря голоса, простуда) — никто вам эти пропуски оплачивать не будет. Поэтому лучше делать так, чтобы этого не случалось. Я, к примеру, из-за высокой нагрузки и хронического недосыпа не смогла справиться с одной инфекцией, 4 дня на этой неделе просидела дома и, соответственно, потеряла немало денег. Похоже, что впереди день пятый.

За год с небольшим у меня перед глазами было немало удачных и неудачных примеров преподавания. Кто-то не выдержал прессинга, ранних подъемов, погоды и уехал назад. Кто-то оказался крайне негибким из-за чего школы регулярно показывали на дверь. Но в то же время, одна из моих знакомых (не имея сертификата) смогла создать себе отличную репутацию в округе и даже получила контракт с частным университетом. Еще одна, совсем юная, иногда учит тетенек и дяденек в два раза старше себя, а от предложений отбоя нет, ибо талант.

И напоследок резонный вопрос: какова же все-таки среднемесячная зарплата? Чуть выше я приводила пример сколько ориентировочно платят в час. У меня в месяц выходит от 100 до 120 трудочасов. Не буду называть конкретную сумму, но расскажу, что на эти «часы» могу получить.

Около 16 часов работы стоит мое жилье плюс коммуналка.

18-20 часов — продукты и домашние штуковины: губки, мыло, порошки, ватные диски и т.д. На питание можно тратить в три раза меньше, но я люблю качественные продукты и всякие «извращения» вроде дорогих сыров, орехов, хорошего кофе, вина и шоколада.
4 часа — транспорт.
10-15 часов — обновление гардероба и уход за собой. По правде говоря, во Вьетнаме для меня шоппинг не очень, — на высокий рост и большой размер ноги почти ничего нет. Поэтому основные покупки за границей.

Оставшееся — в копилку и на путешествия, — стараюсь выбираться из Вьетнама раз в три месяца, хотя бы на 3-4 дня.

Алтынбек Тлеуов — казахстанец, который почти два года жил в экзотическом Вьетнаме, где учил детей английскому языку. В интервью ZTB.kz парень рассказал, как неожиданно для себя стал преподавателем, как устроены вьетнамские школы и как общество относится к статусу преподавателя.

О себе

Меня зовут Алтынбек Тлеуов, для друзей просто Алтуха, для учеников — Алтын, так как вьетнамцам сложновато выговорить мое полное имя. Мне 24 года, я из Алматы. Если точнее, то живу в поселке Ынтымак, Илийского района, Алматинской области, что в 10 км от города.

Я вырос в селе и учился как в сельской школе, так и в городской — поменял школы раз пять. Если сельская школа была в 100 метрах от дома, то до городских приходилось вставать в 5 утра, чтобы успеть к первому уроку. Наверное, тогда я и полюбил дорогу, процесс поездки и постоянное «непостоянство».

С детства любил пробовать все новое: ходил на дзю-до, борьбу, плавание, занимался футболом, если даже приходилось тратить 3-4 часа на дорогу. Мне кажется, сейчас все это отражается на моей жизни.

Об образовании

Окончил КазНТУ им Сатпаева по специальности «Нефтегазовое дело». Не успел поработать по специальности и решил попутешествовать по миру до 25 лет, при этом, занимаясь чем-то полезным для общества.

Еще будучи студентом, я 2 года работал в одной международной организации, которая открыла мир новых возможностей для меня. Я подтянул свой английский до нужного уровня, ежедневно работая с представителями разных государств. После получения диплома, я не стал работать по специальности, а решил путешествовать по миру, при этом, занимаясь чем-то полезным для общества. Сегодня мир нуждается в учителях английского языка, поэтому я отдал свое предпочтение преподаванию.

О первой заграничной работе

Первую подходящую работу нашел в Турции. Попросил родителей дать возможность осуществить мечту, они поддержали меня, и я полетел.

Я полюбил эту новую для меня профессию. Выучил турецкий, проехал автостопом один почти по всей Турции со своей палаткой. Мне предлагали остаться поработать еще год, но я решил двигаться дальше и открывать для себя другие страны. Нашел работу в Китае, в Гуанджоу, но не смог оформить рабочую визу, зато подвернулся вариант во Вьетнаме, и я отправился туда. Осенью 2016 года я уже преступил к новой работе.

Об экзотическом Вьетнаме

Сначала меня отправили работать в маленький поселок, который находится в 40 км от города Бак Нинь, через месяц меня перевелся в город. Первые недели в новой стране были для меня самыми тяжелыми.

Я жил в маленьком селе, где даже не было приличного магазина, а в кафе подавали только рис и какие-то непонятные для меня блюда. Вьетнамский желудок любит все, что движется, начиная от собак, заканчивая лягушками и различными насекомыми. Также я видел, как в некоторых селах ловят и едят крыс, а готовую собаку на гриле запросто можно найти на рынке — зрелище жуткое. Поэтому мне пришлось питаться фруктами, которых тут в достатке.

Жизнь тут начинается рано — в 5 утра уже народ на улице, везде слышен рев мотобайков и крики продавцов чего-то непонятного для нас. И уже в это время становится очень жарко и влажно, но все это компенсируется прекрасным утренним видом на рисовые поля.

Последний раз я жил и работал в городе Фо Ной (Pho Noi), провинции Хынг Иен (Hung Yen), где преподавал в начальной и средней школах.

О вьетнамских школах

Я работал в трех разных школах, учил детей начальных и средних классов. Все эти учебные заведения находятся в 10 км от места, где я живу, поэтому на работу я добирался на своем мотобайке.

У каждого иностранного учителя есть местный ассистент, который помогает переводить на местный язык, если ученики что-то не понимают, или просто следит за дисциплиной.

Зарплата у местных учителей невысокая, а вот иностранные учителя, как я, получают больше. Компания, на которую я работал, считается одной из самых лучших, поэтому они платят соответственно своему статусу. Именно компания находила мне работу в школах. Также нам предоставляли бесплатное жилье и мотобайк — это главный способ передвижения там.

Во Вьетнаме начальное образование бесплатное, а вот, чтобы попасть в среднюю (6-9 классы) и старшую (10-12 классы) школы, родителям приходится платить государству.

Это недешево, особенно, если в семье несколько детей. Еще тут интересное расписание: ученики проводят весь день в школе, но их особо не загружают уроками, а делают это с перерывами.

До начала первого урока проводятся целые ритуалы: все ученики собираются перед школой, танцуют, делают зарядку, затем заходят в классы и поют несколько песен, и только потом начинается первый урок. В 10.30 все дружно кушают в школе, обычно в своих кабинетах или, если есть столовая, то там, но это большая редкость. Дальше школьники с 1 по 3 классы отдыхают и спят до 13.30. Спят они в своих кабинетах, то есть все парты ставят вместе и образуется большая кровать, из шкафа достают одеяла и подушки, и все засыпают. А я спал в учительской, где стоит специальная кровать для учителей. Потом снова начинаются уроки с 13.30-16.30. После этого образуется большая очередь из родителей на мотобайках и школьников на велосипедах.

Обычно в классах 30-40 учеников. В школах запрещено использовать телефоны, поэтому дети проводят свободное время на открытом воздухе. Во время перемен мы часто играли в бадминтон и гоняли мячик, прыгали на скакалке, прямо как в моем детстве.

О местных жителях

Вьетнамцы сами по себе дружелюбный и улыбчивый народ. Если вглядываться в их лица, то хмурых людей очень мало, гораздо меньше, чем у нас в стране.

А дети там очень открытые и любознательные. Можно сказать, что они не стесняются идти на контакт, если даже не говорят на английском. Мои ученики всегда мне дарили разные вещи. Бывало, прихожу в кабинет, а на моем столе стоят шоколадки, всякие сладости и даже молоко. Многие дети дарят подарки лично и не принимают никаких отказов.

О стране

Первое, что бросается в глаза в этой стране — мотобайки, они везде и у всех. Самое странное — мотобайки могут перевозить все, что угодно: корову, мебель, семью из пяти человек.

Вообще тут чувствуется нехватка земли, так как Вьетнам маленькая страна, но с населением под 100 миллионов. Поэтому дома тут в ширину где-то 5-6 метров и в высоту 15-20 м.

Уровень английского во Вьетнаме выше, чем в Казахстане, но, конечно, не все говорят на английском. Сейчас я немножко говорю на разговорном вьетнамском, потому что он очень сложный.

О планах

Сам я вернулся в Казахстан. Конечно, время само все расставит по местам, загадывать ничего не буду.

Инстаграм Алтынбека — @altynbek_tleuov

В этой статье я расскажу о своем первом впечатлении о моем семимесячном рабочем путешествии во Вьетнам.

Как все началось?

По образованию я лингвист-переводчик с английского и французского. Всем понятно, что иностранный язык учится не для того чтобы сидеть дома. Типичная работа — переводчика — это, по большей части, работа с текстами технической тематики, т.е. просиживание перед компьютером, чтение и писанина об автоблокировочной системе, выхлопных трубах или заправке картриджей. Одним словом, скукотище. Совсем другое дело работа в путешествии. Да еще и с людьми. В течение учебы я уже два раза ездила работать по Work and travel в США. Впечатлений было больше, чем за всю жизнь! Поэтому, как только я закончила университет, стала искать работу именно за границей. Человеку без опыта такую работу найти проще всего через AISEC. Эта организация помогает вам найти рабочую или волонтерскую стажировку в другой стране и способствует культурному обмену среди молодежи. Переводчики с английского на русский заграницей никому не нужны, а вот учителя да. Для преподавателя английского выбор стран был не особо велик: Китай, Индонезия, Колумбия, Бразилия, Вьетнам, Непал и, может, ещё парочка других.

Как я искала стажировку?

Мой выбор был немного спонтанным и много глупым, хотя, я ни о чем не жалею. Изначально меня привлекла Бразилия (просто детская мечта), но батя сразу отмет эту идею, мол, слишком опасно. Затем, я стала рассматривать Китай, т.к. уже была там, и мне очень понравилось. Вот только стажировку я искала по принципу «чем южнее, тем лучше». После того как мне поступало предложение из очередного китайского города я первым делом смотрела на карте где находится это место, а затем читала в Википедии о средних значениях январских температур. Всегда ненавидела русскую зимушку и много лет мечтала отметить новый год без снега, в стране, где гирлянды и мишура развешаны прямо на пальмах. Предложения с севера Китая я даже не рассматривала. Работу я искала долго, потому что не сильно старалась, так что только через пару месяцев после начала поисков я наткнулась на на предложение из Вьетнама. Глянула на карте где находится Вьетнам и обнаружила, что вся страна юнее Китая! Тут то я и загорелась Вьетнамом. Впервые за несколько месяцев всерьез занялась своим резюме. Сделала его в стиле азиатских описаний стажировок — красочным, ярким, со множеством картинок в стиле «смотрите как активно я участвую в работе AISEC!» После этого предложения пойти собеседование на меня так и посыпались. Работу я получила очень быстро.

Почему Вьетнам?

Зимой температура воздуха в районе Ханоя, столицы Вьетнама (это север, не юг, что принципиально важно) колеблются в райне 20-25 градусов днем и 15-18 градусов ночью. «Вот это теплынь!» — подумала я, что стало моей самой большой ошибкой, учитывая принцип выбора стажировки. Во Вьетнам я прилетела 4 декабря 2014. В Самаре в это время валил снег, в то время в Ханое было около плюс 20. Школа, которая меня наняла, находилась в небольшом городе Тхайбинь, что в двух часах езды от столицы. Только по прибытию в школу, спустя три дня, после того, как я покинула родной Тольятти, я поняла каким опрометчивым был мой поступок, потому что я практически ничего не знала о той организации, куда еду работать на полгода. В первый же день меня встретили двое учителей, которые уже работали там. Да, всего лишь двое! Женщина из Юной Африки и пожилой мужчина из Англии. Слово за слово, выяснилось, что через день он уезжает в другой город на новую работу. Раньше там работала девушка из Украины, но она тоже недавно уехала, и кто-то там ещё тоже уехал. Создавалось впечатление, что все только и делают, что валят из этого места. Тут мне стало немного страшно: тут что так ужасно, что все разъезжаются? И я стала расспрашивать ещу оставовшихся двух учителей о том что им тут большего всего нравится и не нравится в жизни во Вьетнаме. Их ответ меня прямо таки поразил. По их словам, самое ужасное — это то, что во Вьетнаме очень холодно! В смысле? Что значит холодно? Это как? Вы что? Тут же 20 градусов тепла! У нас то в России снег валит! Тут же тепло — можно одной кофте ходить. «Зажрались», — подумала я. Вскоре я и сама зажралась. А точнее поняла, что они имели в виду. По началу я ходила в джинсах и кофте, и все удивлялись как мне не холодно. После нашей зимы, и впрямь, казалось, что в начале декабря во Вьтенаме очень тепло. Но через несколько дней холод начал пробирать меня до костей. Холодно было постоянно: просыпаешься и дрожишь, чистишь зубы и дрожишь, а уж спать ложишься, так и вовсе натягиваешь колготки, штаны, носки, водолазку, кофту, обматываешься шарфом, и в кокон из толстенного одеяла. Все дело в том, что 20 градусов во Вьетнаме, это совсем не то, что 20 градусов в Тольятти. У нас 20 градусов — это футболка, во Вьетнаме — это осенняя куртка. Причина в высокой влажности. Та же самая температура по ощущениям гораздо холоднее. К тому же у нас зимой холодно только на улице. В помещении тепло. Во Вьетнаме нет центарльного отопления. Батарей, как и снега, никто не видел. Стены домов тонкие. Никаких герметичных стеклопакетов. Да и стекла то на окнах есть далеко не везде. В основном, окна просто закрываются деревянными ставнями. Иногда в ставнях есть полоски стекла. Небольшие электрические обогреватели согревают лишь пространство в радиусе 50 см вокруг себя. То есть если ночью на улице 13 градусов, то и доме у тебя тоже 13 градусов.

Таким образом, 4 месяца с декабря по март я почти круглые сутки дома и в школе ходила в куртке и постоянно мерзла, мерзла и мерзла. Ученики мои тоже все были в куртках и внимание, во вьетнамках! Вот такой тут климат. Сверху ты кутаешься, а снизу спокойно можно ходить в как в шлепках или балетках, так и в сапогах.

Самое ужасное — это принимать душ, потому как последнее, что тебе хочется делать на холоде, это раздеваться и мокнуть. Горячая вода не имеет свойство бесконечности, как дома. Она нагревается от бойлера и через несколько минут заканчивается. Как ни торопись, домываться будешь уже ледяной свежестью. Спустя 5 недель прожимания во Вьетнаме я наконец-то вывела формулу «как помыться, истратив минимальное количество горячей воды». Можно мыться в 2 приема: один день голову, другой день — все остальное. Либо действовать по следующей схеме: намыливаешь голову, потом намыливаешь мочалку, потом внимание! Только потом раздеваешься (ибо реально, пипец как холодно, я прям чувствую, что одного упоминания этого факта не достаточно для передачи всей картины), потом намыливаешь все остальное и смываешь вместе с головой. То есть как бы льешь воду на голову, а заодно и все остальное ополаскивается. Так тратится меньше всего горячей воды. Если вдруг под конец приспичит нанести на волосы ополаскиватель или лицо помыть, то домываться точно будешь холодной.

Зима во Вьетнаме — это время, когда все болеют, особенно дети. Я с легкостью подхватываю любую заразу, поэтому, даже не смотря на прием антибиотиков болела я почти три месяца. И, вопреки всем ожиданиям, зима во Вьетнаме, стала самой холодной зимой в моей жизни.
автор: mchnating (Пикабу)

Как я ездила работать учительницей во Вьетнам.

13

оценок, Средняя оценка:

5

из 5