Почему финское образование считается лучшим?

Сейчас в интернете бродят споры о том, была ли советская система образования лучше современной или все же современная намного круче и эффективнее с ее ЕГЭ. Однако, наблюдая за детьми, молодым поколением понимаешь, что не может и образование каким бы оно не было на тот момент хорошим и эффективным оставаться на месте. И тут уже вопрос даже не на уровне «плюс предмет, минус предмет», «сдавать ЕГЭ» или что то другое, тут уже вопрос в самих принципах образования.

То, что придумали в Финляндии не является каким то прорывным или фантастикой. Все это постепенно уже напрашивается и напрашивается. У меня ребенок в 5 лет знает смартфон и компьютер лучше жены, а на вопросы которые он задает бывает трудно и самому ответить. Может быть в школе многим детям уже просто скучно и не интересно учиться т.к. окружающий мир сильно ускорился? Или все же до этого еще далеко и классические формы образования совсем не изжили себя?

Посмотрите, что финны пытаются внедрить уже наверное с 2015 года …

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Глава Департамента образования Хельсинки заявил, что потребности сегодняшних учеников в знаниях сегодня сильно изменились, поэтому стало невозможно обучать их по старомодным методикам. Теперь вместо уроков общей истории и математики, географии и физики, а также литературы финские школьники будут получать знания о различных явлениях и событиях в междисциплинарной форме.

К примеру, основные события Второй мировой будут изучаться как с исторической, так и с географической, и математической точки зрения. А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.

Новая система будет введена во всех школах Финляндии примерно к 2020 году, а участвовать в ней будут только старшеклассники. Они должны будут самостоятельно выбрать, какую тему они хотят пройти, исходя из того, чем они хотят заниматься во взрослой жизни. Им не придётся задаваться вопросами: «А зачем я учу этот предмет?» или «Пригодятся ли мне эти знания в будущем?».

Изменится и формат построения общения учителя с учениками. Планируется, что ученики станут работать в небольших группах, обсуждая заданную тему с товарищами и с учителем. Кроме того, учителя разных предметов будут тесно взаимодействовать друг с другом, ведь для успешного обучения детей им понадобятся знания в самых различных областях.

Помимо этого в Финляндии с 2017 года ученикам разрешили почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов школьного образования в Финляндии:1. Равенство— Школ.Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.

Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

— Всех предметов.Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

— Родителей.Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

— Учеников.Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

— Учителей.Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

— Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. БесплатностьКроме самого обучения бесплатны:

-обеды;

-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. ИндивидуальностьДля каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. ПрактичностьФинны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. ДовериеВо-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. ДобровольностьУчится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. СамостоятельностьФинны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?1–2 класс:Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизниТерритория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.

Что скажете?

источники

https://tjournal.ru/p/finland-school-reformhttps://newtonew.com/school/finland-epic-education-reformhttps://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/ © AdMe.ru

http://terve.su/zagadki-finskoy-shkoly-menshe-uchi

Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире. Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам. Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы». Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

Школьная система образования даёт детям мощный стартФинское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподавателиВ Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи. Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока. Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия. Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподаванияВ Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги. В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период. Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц. Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями. Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждогоВ Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах. В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению. Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов. Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель. В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах. Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников. Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестамВ Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования. Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы. До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей. При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы . Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрастеДетей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше. Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду. Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписанияПрогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школыВ Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ. Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику. Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов. В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторонПо окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах. Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финские ученики, заканчивающие среднюю школу, знают, что государство будет платить за всё их высшее образование в одном из 8 национальных университетов Финляндии. 66% финнов продолжают получать к высшее образование, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Равенство среди школФинские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ. Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка. Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников. Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

В каждой стране детей учат по-разному. Несмотря на все многообразие систем, по всему миру родители сталкиваются с одними и теми же проблемами: отсутствием индивидуального подхода и низкой степенью практичности усваиваемых знаний. Но совсем по-другому дела обстоят в соседней с Россией Финляндии. Последние реформы превратили образование этой страны в систему, которая позволяет детям получать более высокие оценки и при этом заниматься тем, что им нравится.

Школьное образование как залог будущего успеха

почему финское образование считается лучшим

Именно школьные годы во многом формируют нашу личность. Целых десять лет дети проводят в стенах образовательных учреждений среднего уровня, поэтому неудивительно, что именно им уделяется такое пристальное внимание. Часто школу рассматривают только как промежуточный этап при поступлении в университет, но на самом деле она позволяет не только выучить минимум обязательных предметов. В школе закладывается система знаний, которая затем развивается в высших учебных заведениях.

Система образования в Финляндии

почему финское образование считается лучшим

Почему же финская система образования считается самой лучшей? Дело в том, что потребности учителей и учеников занимают в ней центральное место. Финны считают, что только после того как они будут удовлетворены, школьники смогут достаточно времени и сил уделять процессу обучения. Если провести сравнение между российской и финской системой образования, то можно увидеть немало различий.

Отсутствие стандартизированного тестирования

почему финское образование считается лучшим

Стандартизированное тестирование — это способ, с помощью которого большинство систем образования проверяют знания у своих учеников. Чтобы подготовить к тестам, школьников часто тренируют проходить одинаковые проверочные и контрольные работы, а также заставляют их учить информацию, которую те вскоре забывают.

ЕГЭ и другие способы тестирования не ставят своей задачей целостное и всестороннее обучение. Скорее они учат детей правильно вписывать слова в нужные графы. Стоит ли говорить о том, что эти знания не пригождаются в дальнейшей жизни? Скорее это тест памяти, а не реальных знаний по тому или иному предмету.

В Финляндии же нет стандартизированных тестов. Все студенты оцениваются в индивидуальном порядке, а их прогресс отслеживается Министерством образования. Дети могут выбрать стандартный тест, но это не является обязательным условием окончания школы. Да и вообще в Финляндии уделяют меньше внимания показателям перед поступлением в университет. Вместо этого прогресс студентов изучают на протяжении всей учебы, что благотворно сказывается на психологическом состоянии детей.

Сотрудничество вместо конкуренции

почему финское образование считается лучшим

В России обучение в школе воспринимается как сплошная конкуренция. Студенты и школьники постоянно соперничают друг с другом. Это может вызывать серьезные проблемы с самооценкой в том случае, если дети не могут достичь хороших результатов. Но ведь в школе ученики должны не только получать знания, но и учиться сотрудничать с другими — это сильно поможет им во взрослой жизни.

Система образования в Финляндии с первого года ориентирована на командную работу. У учителей нет списков более успешных студентов, а сотрудничество между ними активно поощряется. Это создает атмосферу взаимного уважения и поддержки и помогает растить более счастливых людей. Учителя в таких условиях тоже работают лучше, поскольку им не приходится беспокоиться об оценочных системах, основанных на заслугах.

Потребности человека являются приоритетом

почему финское образование считается лучшим

В российскую систему образования в последнее время активно внедряется западная модель, согласно которой реальные потребности людей отодвигаются на второй план, а на первый выходят показатели и результаты тестов. В результате школы больше задумываются об успеваемости, чем о питании и достаточном движении своих учеников. Хотя именно эти факторы занимают ключевое место в успеваемости детей, на этих вещах нередко экономят — школьников кормят бутербродами с маслом вместо полноценного обеда, а на уроках физкультуры они занимаются скучными и неинтересным вещами.

С 80-х годов система образования в Финляндии сделала своей целью воспитание молодого и сильного поколения. Дети в финских школах получают психологическую поддержку, что позволяет им больше времени уделять учебе. А полноценное питание и физические нагрузки помогают поддерживать нужный уровень энергии.

Поздние подъемы

Давайте признаемся честно, никто не любит рано вставать — ни дети, ни взрослые. С утра мы чувствуем себя вялыми и с трудом ориентируемся в пространстве, а уж об увеличении производительности и говорить не приходится. И если взрослым помогает чашка кофе, то дети лишены даже этой возможности. Поэтому первые несколько уроков, как правило, не оставляют в их головах совершенно никакой информации.

В финской системе образования занятия начинаются чуть позже, чем в российской. В результате дети становится более восприимчивы к обучению и новой информации. А более длительные перерывы и увеличенная продолжительность уроков позволяют получить знания без спешки.

Меньше учеников

почему финское образование считается лучшим

Если мы зайдем в среднестатистический класс в России, то увидим около 25-30 учеников и одного учителя. Специалисты утверждают, что в таких условиях фактически невозможен индивидуальный подход, поскольку у людей просто не хватает времени для каждого ребенка.

В Финляндии обычно ориентируются индивидуально на каждого ребенка. Поэтому в классах меньше детей, а учителя с самого первого дня стремятся узнать потребности каждого из них, чтобы поддерживать школьников в процессе обучения.