Обучающие структуры сингапурской методики обучения

В последние годы в России значительно возрос интерес к сингапурской методике обучения, которую в ряде регионов стали активно внедрять «сверху», что вызывает, естественно, протест как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. А  между тем ещё в XIX веке К.Маркс писал: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

Что такое сингапурская методика обучения, какие она имеет плюсы и минусы, чем отличается от классно-урочной системы, как она реализуется в России и т. д. — в этой статье, подготовленной по публикациям в сети «Интернет».

Почему к сингапурской методике обучения такой интерес На юг от Таиланда, ближе к экватору, на водном пути из Китая в Европу, Индию и арабские страны, на 63 острова находится маленькая страна — Сингапур с одноименной столицей. Но эта маленькая страна известна мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мире государственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимает стабильно высокие места в мировых рейтингах, а его юные граждане показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам.

В чем суть сингапурской методики обучения Сингапурские педагоги достигают высоких результатов обучения благодаря применению разработанной в стране методики обучения, получившей название сингапурской.

Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два-три ученика. В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, из них основные:
«мэнэдж мэт» (управление классом) — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; они партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;

«хай файв» ( сигнал тишины и привлечения внимания, концентрация внимания на поднятой ладони учителя) — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя, структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы;

«клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;

«тэк оф – тач даун» — «встать – сесть»;

«джот тост» — «запишите мысль»;

«тик – тэк – тоу» — составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали, горизонтали и диагонали (слова могут заменяться числами), структура направлена на развитие критического и креативного мышления;

«сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;

«конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;

«сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;

«куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;

«таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени;

«микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах;

«микс фриз групп» — смешивание учащихся под музыку;

«тим чир» (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет так называемый «включенный контроль», слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенному алгоритму выполнения действий по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.
Конспекты некоторых уроков с использованием сингапурской методики обучения можно найти, например, на сайте Социальная сеть работников
образования nsportal.ru по ссылке

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/06/27/singapurskaya-metodika-obucheniyaЗа и против Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы. Также плюс сингапурской методики — хорошо развивается устная речь.

Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.
Сингапурская методика обучения — мощный инструмент в получении обучающимися знаний по предмету и многостороннему развитию их способностей.
Их оппоненты считают, что в сингапурской методике немало недостатков. Так, этой методике надо сначала научить и учителей и учащихся. Для этого учитель должен найти время на обучение на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат времени и усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленных на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик». При сингапурской методике дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде. По мнению Людмилы Рябиченко, руководителя общественного движения «Семья, любовь, Отечество» (http://rospisatel.ru/novosti/nov549.htm), «исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне».
Как считает учитель физики лицея № 4 города Азнакаево (Татарстан) Гульназ Харисова, «эта методика подходит для актуализации знаний, для повторения, потому что идет полный охват класса. Такую работу лучше проводить именно для того, чтобы посмотреть усвоение», а вот новую тему, по его мнению, нужно объяснять фронтально.
Некоторые родители считают, что сингапурская методика делает из детей обучаемых роботов, лишает их детства, так как нет никакого баланса между игрой, отдыхом, общением с друзьями и семьей и школой.

Сингапурская методика обучения — советско-российский след В основе сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского специалиста, идеи известного русского психолога Льва Выготского, советских педагогов Давыдова и Эльконина, методические приемы педагогов 90-х. годов – «Драмогерменевтики» П.М. Ершова и социоигровой методики В.М. Букатова и Е.А. Ершовой, опорные конспекты В. Шаталова, гуманная педагогика Ш.Амонашвили и др.

По мнению некоторых учителей школ, прошедших обучение сингапурской методике, данная методика не является чем-то новым: в своей работе они уже использовали такие приемы, как групповая и парная работа, творческий и проблемный подходы к изучению тем и др.

Сингапурская методика обучения в России
В России активно продвигает сингапурскую методику обучения президент Союза преподавателей Сингапура, исполнительный директор компании Educare Co-operative Limited (Educare) Тируман Майк Марияппа (Mike Mariyappa Thiruman).
Одной из первых в России начала сотрудничать с консалтинговой образовательной компанией Educare Республика Татарстан. Совместно они создали систему обучения школьных учителей инновационным методикам — программу профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века».
В рамках проекта были подготовлены учителя-тьюторы и тьюторы-методисты во всех районах Республики. Около 20 тысяч учителей прошли обучение по этой методике и используют ее в своей работе. Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан. Учителя дают открытые уроки, издают пособия и методички, например, пособие для учителя «Знакомство с обучающими структурами сингапурской методики обучения» с презентацией», автор: Клочкова Наталья Константиновна, МБОУ «Бухарайская СОШ» с.Бухарай, Заинский район, Республика Татарстан.
Помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.
В 2014 г. продвижением сингапурской методики занялся Московский институт образовательной политики «Эврика».
В 2015 году 80 тюменских учителей и руководителей школ прошли обучение у специалистов из Сингапура. Некоторые школы начали применять сингапурскую методику, но родители отнеслись к ней скептически.
В 2016 г. в поддержку сингапурской модели выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).
По сообщению пресс-центра администрации г. Красноярска (http://www.admkrsk.ru/press/news/Pages/000/news.aspx?RecordID=14134) от 14 марта 2018 года в 2 городских школах перешли на сингапурскую методику обучения.
Из Сингапура заимствована и идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России.

«Перенести всю строгость и вместе с тем простоту сингапурской методики в Россию было бы сложно, но адаптировать основные идеи под наш менталитет — возможно», — пишет Лидия Озерова в статье «Сингапурская математика — особенный взгляд на науку», размещенной на сайте «пифогорка».
Кроме того,  чтобы организовать работу обучающихся по сингапурской методике, научить учащихся действовать в новой для них учебной ситуации, педагог сам должен не только хорошо владеть данной технологией, но и мыслить совершенно иначе.
Источники:

https://womanadvice.ru/singapurskaya-metodika-obucheniya-chto-eto-takoehttp://www.ug.ru/article/1017http://kpfu.ru/staff_files/F1090648442/Ahmadgalieva_Sovershenstvovanie_kachestva_prepodavaniya_VAK_2013.pdfhttps://infourok.ru/primenenie-na-urokah-obuchayuschih-struktur-singapurskoy-metodiki-obucheniya-1267129.html /> /> infourok.ru›prezentaciya-singapurskaya-metodika

http://www.stoletie.ru/obschestvo/singapurskaja_sistema_vmesto_imeni—nomer_243.htmhttps://mel.fm/pedagogika/8021759-Singapore_schoolhttp://www.narodsobor.ru/events/education/30716-proizvodstvo-deshyovoj-rabochej-sily-kak-novaya-czel-rossijskogo-obrazovaniya?format=pdfhttps://pifagorka.com/articles/singapurskaya-matematika-osobennyj-vzglyad-na-nauku

Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, при которой ученики могли бы впитывать максимум знаний и навыков. И наш современный век технологий не исключение.

Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская система обучения.

Описание сингапурской методики

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Скажем просто: сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.

  1. МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
  2. ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
  3. КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
  4. ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» — структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
  5. ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» — оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
  6. ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
  7. СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
  8. КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
  9. СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
  10. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» — ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
  11. ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
  12. МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
  13. МИКС ФРИЗ ГРУП – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
  14. Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

Достижения сингапурских структур

Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.

Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

  1. Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
  2. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
  3. Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
  4. Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
  5. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
  6. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

На протяжении более десяти лет Сингапур, наряду с Южной Кореей, Тайванем, Японией, Шанхаем, Гонконгом и Финляндией, представлял на международных соревнованиях детей, способности которых в математике и науке удивляли. Сингапур стал лабораторией преподавания математики путем включения установленных международных исследований в высокоэффективный подход к обучению. Так что же это такое — сингапурская методика обучения? Чем она примечательна? Узнайте в статье.

Сингапурская методика обучения — что это такое

Преподавание в школах Сингапура характеризуют как высокопрограммное и единообразное на всех уровнях. Обучение является последовательным, прагматичным и приспособленным к конкретной цели.

Сингапурская методика обучения в школе опирается на ряд педагогических традиций, как восточных, так и западных. В целом преподавание в Сингапуре в основном фокусируется на охвате учебной программы, передаче фактических и процедурных знаний и подготовке студентов к экзаменам в конце семестра, а также национальным экзаменам. Главное требование к учащимся — высокие результаты итогового тестирования.

Немного из истории: реформирование сингапурской образовательной модели

Азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов поставил перед политиками серьезную проблему: существующие образовательная система и педагогическая модель не могли надлежащим образом готовить молодых людей к жизни. Тогдашняя система не отвечала сложным требованиям, которые в XXI веке, веке экономики и знаний, выдвинула по отношению к молодежи глобализация.

Уже к 2004-2005 годам правительство Сингапура более или менее определило тип педагогической основы, к которой оно стремилось. Сингапурская методика обучения в начальной школе, старшей и даже колледжах называлась «Учить меньше, узнавать больше». Эта структура призывала учителей сосредоточить внимание на качестве обучения и внедрении технологий в классные комнаты. Учителя должны были не только уделять внимание количеству вычитываемых часов, объему материала и подготовке к экзамену.

Тем не менее устоявшиеся институциональные правила еще долго продолжали побуждать учителей преподавать таким образом, чтобы уделять приоритетное внимание охвату всей учебной программы, передаче знаний и подготовке к итоговому тестированию.

Как это работает сейчас

Со временем Сингапур разработал мощный набор институциональных механизмов, которые формируют его теперешний учебный режим. Сингапур разработал систему образования, которая является централизованной (несмотря на значительную децентрализацию полномочий в последнее время), интегрированной, последовательной и хорошо финансируемой. Эта система также является относительно гибкой и ориентированной на экспертов.

Кроме того, институциональные механизмы Сингапура характеризуются предписанной национальной учебной программой. Национальные экзамены с высокими результатами учащихся начальных и средних школ побуждают учителей охватывать учебную программу и преподавать не ради написания теста на высокий результат, а ради получения детьми качественных знаний. Ориентация учебной программы не на оценки, а на общий результат обучения непосредственно для ребенка невероятно сильна.

Структура сингапурской методики обучения: краткий обзор

Сингапурские власти предлагают множество различных школ для всех возрастных групп и уровней академических способностей, от начальных школ до колледжей. Существуют разные способы, по которым ребенок может достичь обучения в университете или получения рабочего места. Однако первые шаги в системе образования в Сингапуре обычно начинаются с дошкольного обучения. Сингапурские дети посещают дошкольные учреждения в возрасте до шести лет, готовясь к начальной школе.

После шести лет начальной ступени дети переходят в среднюю школу. Система образования в Сингапуре позволяет студентам выбирать направление обучения на этом этапе. Они могут решить, хотят ли они посещать классическую среднюю школу, специализированную, экспресс-школу или другую (например, финансируемую из частных источников), которая предполагает аналогичное образование. Получение среднего образования обычно занимает от одного года до трех лет, после чего студентам на выбор предлагаются различные учебные учреждения, включая колледжи, политехникумы и институты технического образования.

Математика по-современному

Особого внимания заслуживает сингапурская методика обучения математике. Нет никакой гарантии, что метод Сингапура сделает ребенка математическим гением, но учителя, которые его используют, считают, что он может помочь любому ребенку. В основе метода лежит понимание детьми, как работают числа и как их можно применять в реальной жизни.

Сингапурская математика также в значительной степени опирается на визуализацию, которая часто игнорируется в большинстве западных школ. В типичных методиках обучения математике используется конкретный абстрактный подход. Сингапурская система предполагает введение золотой середины между конкретным и абстрактным — такой подход называется живописным.

Математика в сингапурской методике обучения — что это такое и какие особенности имеет? Например, интересно, что ученики для решения математических задач нередко прибегают к помощи рисования, изображая модель проблемы, поставленной в задаче. Вместо того, чтобы пытаться представить проблему в своих головах, затем выписывая уравнение для ее решения, те, кто обучаются математике в Сингапуре, описывают элементы проблемы посредством слов.

Модель обучения языкам

Сингапурская методика обучения английскому языку заключается в обучении на этом языке. Студенты изучают учебную программу предмета по пособиям на английском языке, а официальный родной язык каждого ученика — китайский язык для китайцев, малайский для малайцев и тамильский для этнических тамильских индейцев — преподается как второй язык.

Кроме того, тем, кто знает родной язык на более высоком уровне, он предлагается в качестве дополнительного экзаменационного предмета. HMT — именно так называется экзамен по родному языку — имеет более высокие стандарты и требования, предъявляемые к ученикам.

Кампании правительства, направленные на поощрение использования официальных языков вместо родных, были в значительной степени успешными, хотя английский, по-видимому, остается доминирующим языком среди населения. На сегодняшний день было развернуто много кампаний и программ по изучению и использованию родного языка в Сингапуре.

Изучение языка в этой стране — довольно-таки спорная тема. Хотя статистика показывает, что среди сингапурцев все более доминирующим становится английский, а в родном языке население не достигает успехов. Такая ситуация приводит к отдельному спору относительно роли экзамена по родному языку.

Родители беспокоятся, что дети, которые изучают английский как первый язык и которые воспитываются в англоязычных семьях, не смогут в значительной степени качественно владеть родным языком.

Логика преподавания в Сингапуре

Система образования в Сингапуре является продуктом уникального объединения множества исторических, институциональных и культурных влияний. Эти факторы объясняют, почему система образования особенно эффективна в текущей среде, но имеет ограниченную эффективность за пределами Сингапура.

О педагогике знаний

Итак, сингапурская методика обучения — что это такое? Сингапурская методика обучения — это знание, основанное на опыте, ценной и актуальной информации. Система образования в Сингапуре заключается в том, что ученики прежде всего должны обладать способностью распознавать, генерировать, представлять, сообщать, утверждать и применять требуемые знания в свете установленных норм в ключевых предметных областях.

Вывод

В долгосрочной перспективе эта система окажет положительное влияние на индивидуальное и национальное благосостояние, будет способствовать поддержке развития динамичной и успешной экономики знаний. Такая система образования, безусловно, более эффективна, нежели регрессивный поиск лучших счетов в международных оценках или потакание бездумным культурным войнам против современности, не говоря уже о давно сложившихся либерально-демократических ценностях.

Важные уроки сингапурская методика обучения преподносит существующим и установившимся в мире системам образования. И, отметим, Западу стоит принять на себя опыт Сингапура в реформировании системы образования.

Учитель английского языка, высшая квалификационная категория

ФГКОУ СОШ № 000

(эссе, практикум, Сочи, заезд 20 июля – 28 июля 2015 года)

Использование структур Сингапурской технологии  в условиях реализации ФГОС

Содержание

1.  Введение

2.  Основная часть

2.1  Урок по Сингапурской методике

2.2  Обучающие структуры Сингапурской технологии

2.3  Обучающая структура “Teambuilding”

2.4  Обучающая структура “Rally Robin”

2.5  Оценивание на уроках с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

3.  Заключение

1.  Введение

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.

Новый Федеральный Государственный  образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Согласно этому в основу построения содержания, способов и форм образовательного процесса должен лечь  системно — деятельный подход. Таким образом, наш двадцать первый век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

—  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

—  развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

—  формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

—  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

—  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования.

2.1 Урок по Сингапурской методике

Применение обучающих структур сингапурской методики, в основе которых лежит групповая форма работы и работа в парах, дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности и создания психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся.

Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остается за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более интересным и успешным.

Сингапурская система задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. Целью Сингапурского метода обучения является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.

Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.

Одним из важнейших эффектов данной методики является эффективная мотивация обучающихся.

Современный урок по Сингапурской методике — это:

—  урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

—  урок, содержащий разные виды деятельности;

—  урок, на котором ученику комфортно;

—  урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;

—  урок развивает у детей креативное мышление;

—  урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

—  урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.

Сингапурские обучающие структуры основываются на следующих принципах:

—  равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;

—  графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;

—  обеспечение сменного состава пар и групп;

—  использование речевых клише;

—  возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

2.2 Обучающие структуры Сингапурской технологии

В Сингапуре существует более 250 обучающих структур, в нашей стране пока используются около 20. Вот названия и описание некоторых из них:

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) — «запишите мысли» — обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

ЗУМ ИН (Zoom In) — «увеличивать» — обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) — «внутренний и внешний круг» — обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

КЛОК БАДДИС (Clock buddies) — «друзья по часам (времени)» — обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

КОНЭРС (Corners) — «углы» — обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) — «опроси-опроси-обменяйся карточками» — обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) — инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) — «перемешай класс» — обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) — обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

ХАЙ ФАИВ (High Five) — дословно «дай пять»  — сигнал тишины и привлечения внимания.

2.3 Обучающая структура “Teambuilding

Я бы хотела подробнее остановиться на двух образовательных структурах, которые часто использую в своей практике. Это «Teambuilding» и «Rally Robin».

Традиционный урок, как правило, предполагает фронтальный опрос для активизации введенной лексики и отработки навыка использования различных грамматических структур. Такой вид работы обычно занимает около пяти минут, в зависимости от количества опрашиваемых. Например, учащимся 4 класса необходимо повторить Past Simple и рассказать, что они ели на завтрак вчера.

Это же задание, при использовании структуры «Teambuilding» будет выглядеть следующим образом:

1.  Все обучаемые (1 минуту) обдумывают или записывают, что они ели на завтрак вчера в виде списка.

2.  Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик), и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3. Центральный треугольник подписывается «Everybody» (15-30 сек)

3.  Каждый рассказывает о своем завтраке по кругу, остальные участники группы знаком (большой палец вверх, вниз) показывают, ели ли они то же самое. Если все участники команды поднимают большой палей вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если выполняют трое – в часть под номером 3, двое — во второй треугольник и т. д. (1 минута)

4.  Фронтальная работа, учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике и просит одного из участников группы сообщить всему классу: «Один (двое, трое) из нас….(пили чай)». Учитель корректирует предложения при необходимости. Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1 мин).

5.  Выбор слогана команды, исходя из общих предложений, (1 минута)

Вся работа займет также, около пяти минут.

Использование данной структуры позволяет достичь:

—  полного вовлечения всех обучаемых,

—  равного участия,

—  учета всех типов/стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (складывание листа, жесты).

Обычная работа на уроке — ответ на вопрос учителя, благодаря этой структуре, становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.

2.4 Обучающая структура “Rally Robin

Для использования структуры «Rally Robin», когда каждый по очереди отвечает в парах, необходим инструмент, который называется “Manage mat” – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде.

При работе с данной структурой используется следующий алгоритм действий.

1.  Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер. (Например, учащимся нужно рассказать о какой — либо достопримечательности).

2.  Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы рассказать о достопримечательности партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Пусть учащиеся не читают ответ со своего листа, а рассказывают.

Начинает партнер А, включатся таймер.

3. По окончании времени, необходимо попросить партнера В сказать своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А должен ответит «Thank you».

4. Учитель просит нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Не забывайте этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.

5. Теперь очередь 30 секунд говорить ученику В. Когда он расскажет, партнер А скажет ему: «Мне понравилось слушать тебя». Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.

6. Дальше ученики А и В, под №1 и№2 в команде, сообщают партнёрам «по лицу» информацию друг о друге в третьем лице. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Ученики №1 и №2 ответят: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем товарище».

Попросим одного-двух учеников под №3 или №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.

7. Очередь А и В под №3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд, Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя снова» — «Мило с твоей стороны говорить это» “I’ll be glad to talk to you again” – “It’s kind of you to say that”

8. В дополнении, можно дать задание записать какие достопримечательности нравятся ученику в команде, сидящему наискосок (о ком они слушали от партнера по лицу на шаге 7)

В результате каждый в команде:

1)  обдумывает и записывает, какие достопримечательности ему нравятся, и кратко описывает свою любимую достопримечательность (5мин);

2)  рассказывает то, что записал (30 сек);

3)  слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);

4)  говорит о любимой достопримечательносте соседа партнеру напротив (30 сек);

5)  слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин). Итого около 10 минут.

Использование структуры «Rally Robin» дает:

—  полное вовлечение всех обучаемых в учебную деятельность;

—  равное участие;

—  возможность освоения учащимися правил речевого поведения, использования речевых клише;

—  создание ситуации для развития умения слушать.

2.5 Оценивание на уроках с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся. Отметки же можно выставлять следующим образом;

•  учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;

•  на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;

•  в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;

•  учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу. Кроме того, когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

3.  Заключение

Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель — помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению.

Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.

Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Использование Сингапурской методики:

•  не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.

•  обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;

•  обеспечивает социализацию;

•  дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;

•  позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;

•  отвечает требованиям всех стилей обучения.

Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые «чиры» — специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

Но все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. Преобразование обучения для XXI века. – Программный офис реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан».-108 с.

3. David L. DeVries, Keith J. Edwards. Teams-Games-Tournament in the social studies classrooms: effects on academic achievement, student attitudes, cognitive believes and classroom climate/ — Center for Social Organization of Schools, The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland.- 55c., 1974, eric. ed. gov/fulltext/ED093884.pdf

4. Shlomo and Yael Sharan. Group Investigation Expands Cooperative Learning. – The Association for Supervision and Curriculum Development, 1989, ascd. org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_sharan. pdf

5. Robert E. Slavin. Research on Cooperative Learning: an International Perspective. – Scandinavian Journal of Educational Research, Vol.33, No.4, 1989, /doi/abs/10.1080/0031383890330401#preview

6. Elliot Aronson. Jigsaw in 10 Easy Steps. — jigsaw. org/steps. htm

7. жонсон, жонсон, мит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. — narod. ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf

8. Крузе-Брукс -педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. — Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, /13.DNI_2007/Istoria/21261.doc. htm