Можно ли голосовать по почте?

Содержание

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 октября 2011 г. N 41/353-6
«О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума»

На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в целях реализации пункта 14 статьи 64 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года N 20/144-4, от 21 августа 2006 года N 184/1171-4, от 27 сентября 2006 года N 187/1183-4.

3. Обратиться в ФГУП «Почта России» в целях установления согласованного с ЦИК России порядка пересылки почтовых отправлений с отметкой «Голосование по почте», в том числе установления особого разряда почтового отправления.

4. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

В.Е. Чуров

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Н.Е. Конкин

УДК 342.843.5

Метелкина Светлана Сергеевна
Российский новый университет (Елецкий филиал)

АннотацияВ статье рассматриваются перспективы применения в России голосования по почте. При этом отмечается целесообразность проведения дальнейших экспериментов с данным способом голосования. Для более полного изучения практики проведения почтового голосования, представляется рациональным согласиться с предложением разрешить его применение на федеральном уровне для отдельных категорий граждан.

Ключевые слова: волеизъявление, выборы, голосование, голосование по почте, избиратель, избирательное право субъектов РФ, избирательный бюллетень, порядок голосования, почта, федеральное избирательное право

Metelkina Svetlana Sergeevna
Russian New University (Elets branch)

AbstractThis article discusses the prospects for the use of voting in Russia by mail. It is noted the expediency of further experiments with the voting process. For a more complete study of the practice of postal voting, it seems reasonable to agree with the proposal to allow its use at the federal level for certain categories of citizens.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Метелкина С.С. Перспективы примененя голосования по почте в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 . URL: (дата обращения: 26.03.2019).

Голосование по почте введено в российское избирательное законодательство в 2003 году . Субъект Российской Федерации своим законом может предусмотреть возможность такой формы волеизъявления избирателей (участников референдума) как голосование по почте. В тоже время основной массив  правовых норм, направленных на регулирования данной технологии, остается в ведении Российской Федерации. До принятия соответствующего федерального закона полномочия по определению правил голосования по почте предоставлены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации .

Необходимо отметить, что почтовое голосование не нашло в нашей стране широкого использования, хотя довольно активно применяется во многих зарубежных странах, включая бывшие республики СССР .

Потенциальная возможность проведения голосования по почте предусматривалась в законодательстве пяти регионов Российской Федерации: Санкт-Петербурге, Мурманской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областей. Причем в соответствии с п.14 ст.67 Закона Тюменской области от 3 июня 2003 г. № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» , при проведении выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы и органов местного самоуправления в Тюменской области решение о возможности голосования по почте принимается Избирательной комиссией. Таким образом, в Тюменской области голосование по почте существует в качестве возможного способа голосования, но до настоящего времени избирательная комиссия не видит необходимости в его применении.

В 2007 году норма Закона Ярославской области от 2 июня 2003 г № 27-з «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», предусматривающая право на почтовое голосование, была признана утратившей силу . В 2008 году отменено почтовое голосование в Свердловской области .

Существовали планы введения голосования по почте в Хабаровском крае и Челябинской области , но они не были реализованы.

При этом, например, в ходе выборов Губернатора Ярославской области 07 декабря 2003г. из 654410 избирателей, принявших участие в голосовании, только 4 проголосовали по почте. Причем избирательная комиссия выслала 5 конвертов с материалами для почтового голосования .

Во время выборов депутатов Государственной Думы Ярославской области 14 марта 2004 г. по пропорциональной системе выборов проголосовало 631653 избирателя. При этом избирателям, по их заявлениям, было направлено 4 комплекта документов для голосования по почте. Ко времени закрытия избирательных участков надлежащим образом было получено по почте 3 бюллетеня. Такое же число бюллетеней было направлено и получено при голосовании по мажоритарной системе выборов. Проголосовали по почте избиратели трех избирательных комиссий из двадцати пяти.

Перед отменой голосования по почте в Ярославской области (в ходе дополнительных выборов депутата Государственной Думы Ярославской области по одномандатному округу №15 11 марта 2007 г.) в выборах приняло участие 14583 избирателя. Из них по почте – один, т.е. 0,007 %.

На проходивших 14 марта 2004 г. выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по пропорциональной системе выборов по почте проголосовало 11 избирателей из почти двух миллионов. В ходе выборов по мажоритарной системе количество проголосовавших по почте составило 16 человек. Конечно, эти цифры можно считать заниженными. Так, при выборах губернатора Свердловской области, на которых впервые в России использовалась технология голосования о почте, заявили о желании воспользоваться ей 98 человек, а признаны действительными 94 почтовых бюллетеня . Однако организаторы выборов явно рассчитывали на иные показатели. Для реализации права на почтовое голосование в Свердловской области было специально изготовлено 10 тысяч бюллетеней (по 100 бюллетеней для каждой территориальной избирательной комиссии) .

Организация голосования по почте в ходе единого дня голосования  4 декабря 2011 года была более успешной.  В частности,  в результате выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва в участковые избирательные комиссии по почте поступило  1564 бюллетеней из 2558 направленных избирателям . Однако и это составило около 0,08 %  от 1950710 бюллетеней, признанных действительными.  Причем идея почтового голосования была критически воспринята некоторыми политическими силами.  Так, представители петербургских отделений политических партии «Справедливая Россия» и «Яблоко» обратились в правоохранительные органы и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с жалобами на нарушения в организации почтового голосования и давление на избирателей. В результате Санкт-Петербургская избирательная комиссия  отменила решение о рассылке по почте около 3800 избирательных бюллетеней, принятое в территориальной избирательной комиссии №1 Адмиралтейского района .  А Петербургское отделение «Справедливой России» обратилось в Верховный суд Российской Федерации с иском о признании недействительным и не подлежащим применению Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Однако Решением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1961 иск был отклонен.

В ходе выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, а также в ходе референдумов регионального и местного уровней, голосование по почте вообще не нашло применения. Представляется, что во многом это определяется новизной данного способа голосования для отечественной избирательной системы, его относительной сложностью, а также традиционным в последние годы для России отношением к выборам .

Следует отметить, что среди отечественных специалистов не сформировалось единое отношение к голосованию по почте.

Так, В.В. Маклаков прямо указывает, что голосование по почте представляет широкие возможности для мошенничества, подтасовки голосов, подачи голосов за умерших .

Н.И. Воробьев полагает, что данная процедура усложняет процедуру голосования, и абсолютно не гарантирует избирательный процесс от нарушений .

Другие авторы высказываются в поддержку данного нововведения. Они, в частности, указывают, что голосование по почте в перспективе может заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях — и институт открепительного удостоверения .

А.А. Аршинов полагает, что «большое количество злоупотреблений может крыться при таком виде голосования, но, несомненно, в контексте избирательной экономии он более предпочтителен, чем система досрочного голосования и система открепительных удостоверений» . А С.Д. Князев, напротив, исходит из того, что «этот вид голосования сопряжен с огромными организационными усилиями и значительными материальными затратами» .

И.Б. Борисов в целом не отвергает идею почтового голосования в целях поощрения как можно более широкого круга избирателей к участию в выборах, но при этом обращает особое внимание на предотвращение ущерба безопасности проведения выборов .

Не было и нет единства и среди работников региональных избирательных комиссий. Одни приветствуют данную технологию .  Другие высказывали опасение, что «в наших условиях, при текущем состоянии почтовой связи, это малоприменимо» .

Конечно, особо следует отметить вопрос работы почты. О.А. Плешкова справедливо отмечает, что необходимым средством материального обеспечения применения данного способа голосования выступает развитая инфраструктура, в том числе, регулярно и эффективно действующая почтовая служба . Выше приводись обоснованные критические высказывания российских специалистов в данной области.

Говоря же о правовой составляющей, следует отметить, что действующее законодательство определяет нормативные сроки пересылки корреспонденции. Их должны соблюдать почтовые служащие и ими должны руководствоваться избиратели. Можно лишь рекомендовать усилить ответственность работников почты за нарушение указанных сроков в отношении избирательных писем.

Однако большая часть проблем, связанных с некачественным выполнением почтой возложенных на нее функций (несвоевременной доставкой корреспонденции), не носят правового характера. Во многом они обусловлены объективными факторами: финансовыми трудностями, устаревшей материально-технической базой, нехваткой сотрудников и т.д. Соответственно, для их решения следует применять, прежде всего,  экономические и организационные  меры. Кроме того, в настоящее время данные проблемы частично нейтрализуют крайне малое количество лиц, голосующих по почте, а также осведомленность граждан о возможных трудностях в работе почты .

Таким образом, представляется целесообразным проведение дальнейших экспериментов с данным способом голосования. Для более полного изучения практики проведения почтового голосования, представляется рациональным согласиться с предложением разрешить его применение на федеральном уровне для отдельных категорий граждан .

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 14 ст. 64)  // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2002.  №24. Ст. 2253.
  2. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 41/353-6 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума» // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 15.
  3. Забайкалов А. П. Некоторые аспекты применения голосования по почте на выборах в зарубежных странах // Общество и право.  2008. №4. С. 129-134.
  4. Ильенко И.А.Альтернативные способы обеспечения активного избирательного права в государствах Европы // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2014. № 2. С. 48-54.
  5. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» //
  6. Закон Ярославской области от 20 ноября 2007 г. №95-з «О внесении изменений и дополнений в закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» // Губернские вести. 2007. 21 ноября.
  7. Закон Свердловской области от 19 ноября 2008 года № 102-ОЗ «О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области» // Областная газета. 2008. 20 ноября.
  8. Князева И. Депутатских кресел будет больше. //  Приамурские ведомости. 2002. 12 сентября.
  9. Никитина А. Голос – почтой. // Уральский курьер. 2002. 28 августа.
  10. Электоральная статистика по Ярославской области представлена на основе данных сайта Избирательной комиссии Ярославской области (www.yaroslavl.izbirkom.ru).
  11. Электоральная статистика по Свердловской  области представлена на основе данных сайта Избирательной комиссии Свердловской области (www.sverdlovsk.izbirkom.ru).
  12. Первое выборное письмо с заполненным бюллетенем по выборам в свердловскую облдуму поступит в избирком не ранее 19-20 сентября //
  13. Электоральная статистика по г. Санкт- Петербургу представлена на основе данных сайта Санкт-Петербургской избирательной комиссии  (www.st-petersburg.izbirkom.ru).
  14. Санкт-Петербург: Верховный суд РФ разрешил почтовое голосование на выборах. Справка. //
  15. Решение Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1961 «Об отказе в признании недействующим Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума, утв. постановлением ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. № 41/353-6»  //
  16. Забайкалов А.П. Процедуры голосования в избирательном процессе: современное состояние и перспективы развития: монография. – Воронеж: НАУКА‐ЮНИПРЕСС, 2016. – 248 с.
  17. Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов европейских сообществ. Справочник / Маклаков В.В.; Отв. за вып.: Алферова Е.В. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1992. – 63 c.
  18. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне.//Журнал российского права. 2004. № 1. С.15-20.
  19. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 896 с.
  20. Аршинов А.А. Особенности избирательного права и процесса в ФРГ: дис. … канд. юрид. наук. – Ярославль, 2004. – 198 c.
  21. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации. (Проблемы теории и практики): дис. … докт. юрид. наук. – Владивосток, 1999. – 507 c.
  22. Борисов И.Б. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе (международно-правовые аспекты): дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – 176 c.
  23. Никитина А. Голос – почтой. // Уральский курьер.2002. 28 августа.
  24. Ефимов Н. Почтовые голоса. // Заполярная правда. 2002. 10 июля
  25. Лаурина Т. Бирюков М.Ф. Закон о выборах уже спрашивают в библиотеках. // Рязанские ведомости. 2002. 17 июля.
  26. Плешкова О.А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Хабаровск, 2002. – 153 c.
  27. Забайкалов А. П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: дис. … канд. юрид. наук. – Елец, 2009. – 183 с.
  28. Забайкалов А. П.  Ограничение голосования по почте в Российской Федерации // Право и политика.  2009.  №7.  С. 1428-1433.

Количество просмотров публикации:

Please wait Все статьи автора «Метелкина Светлана Сергеевна»

Метелкина С.С. Перспективы примененя голосования по почте в России

Метелкина Светлана СергеевнаРоссийский новый университет (Елецкий филиал)

Metelkina Svetlana SergeevnaRussian New University (Elets branch)

Библиографическая ссылка на статью: Метелкина С.С. Перспективы примененя голосования по почте в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 . URL: (дата обращения: 25.09.2018).

Голосование по почте введено в российское избирательное законодательство в 2003 году . Субъект Российской Федерации своим законом может предусмотреть возможность такой формы волеизъявления избирателей (участников референдума) как голосование по почте. В тоже время основной массив  правовых норм, направленных на регулирования данной технологии, остается в ведении Российской Федерации. До принятия соответствующего федерального закона полномочия по определению правил голосования по почте предоставлены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации .

Необходимо отметить, что почтовое голосование не нашло в нашей стране широкого использования, хотя довольно активно применяется во многих зарубежных странах, включая бывшие республики СССР .

Потенциальная возможность проведения голосования по почте предусматривалась в законодательстве пяти регионов Российской Федерации: Санкт-Петербурге, Мурманской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областей. Причем в соответствии с п.14 ст.67 Закона Тюменской области от 3 июня 2003 г. № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» , при проведении выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы и органов местного самоуправления в Тюменской области решение о возможности голосования по почте принимается Избирательной комиссией. Таким образом, в Тюменской области голосование по почте существует в качестве возможного способа голосования, но до настоящего времени избирательная комиссия не видит необходимости в его применении.

В 2007 году норма Закона Ярославской области от 2 июня 2003 г № 27-з «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», предусматривающая право на почтовое голосование, была признана утратившей силу . В 2008 году отменено почтовое голосование в Свердловской области .

Существовали планы введения голосования по почте в Хабаровском крае и Челябинской области , но они не были реализованы.

При этом, например, в ходе выборов Губернатора Ярославской области 07 декабря 2003г. из 654410 избирателей, принявших участие в голосовании, только 4 проголосовали по почте. Причем избирательная комиссия выслала 5 конвертов с материалами для почтового голосования .

Во время выборов депутатов Государственной Думы Ярославской области 14 марта 2004 г. по пропорциональной системе выборов проголосовало 631653 избирателя. При этом избирателям, по их заявлениям, было направлено 4 комплекта документов для голосования по почте. Ко времени закрытия избирательных участков надлежащим образом было получено по почте 3 бюллетеня. Такое же число бюллетеней было направлено и получено при голосовании по мажоритарной системе выборов. Проголосовали по почте избиратели трех избирательных комиссий из двадцати пяти.

Перед отменой голосования по почте в Ярославской области (в ходе дополнительных выборов депутата Государственной Думы Ярославской области по одномандатному округу №15 11 марта 2007 г.) в выборах приняло участие 14583 избирателя. Из них по почте – один, т.е. 0,007 %.

На проходивших 14 марта 2004 г. выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по пропорциональной системе выборов по почте проголосовало 11 избирателей из почти двух миллионов. В ходе выборов по мажоритарной системе количество проголосовавших по почте составило 16 человек. Конечно, эти цифры можно считать заниженными. Так, при выборах губернатора Свердловской области, на которых впервые в России использовалась технология голосования о почте, заявили о желании воспользоваться ей 98 человек, а признаны действительными 94 почтовых бюллетеня . Однако организаторы выборов явно рассчитывали на иные показатели. Для реализации права на почтовое голосование в Свердловской области было специально изготовлено 10 тысяч бюллетеней (по 100 бюллетеней для каждой территориальной избирательной комиссии) .

Организация голосования по почте в ходе единого дня голосования  4 декабря 2011 года была более успешной.  В частности,  в результате выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва в участковые избирательные комиссии по почте поступило  1564 бюллетеней из 2558 направленных избирателям . Однако и это составило около 0,08 %  от 1950710 бюллетеней, признанных действительными.  Причем идея почтового голосования была критически воспринята некоторыми политическими силами.  Так, представители петербургских отделений политических партии «Справедливая Россия» и «Яблоко» обратились в правоохранительные органы и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с жалобами на нарушения в организации почтового голосования и давление на избирателей. В результате Санкт-Петербургская избирательная комиссия  отменила решение о рассылке по почте около 3800 избирательных бюллетеней, принятое в территориальной избирательной комиссии №1 Адмиралтейского района .  А Петербургское отделение «Справедливой России» обратилось в Верховный суд Российской Федерации с иском о признании недействительным и не подлежащим применению Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Однако Решением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1961 иск был отклонен.

В ходе выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, а также в ходе референдумов регионального и местного уровней, голосование по почте вообще не нашло применения. Представляется, что во многом это определяется новизной данного способа голосования для отечественной избирательной системы, его относительной сложностью, а также традиционным в последние годы для России отношением к выборам .

Следует отметить, что среди отечественных специалистов не сформировалось единое отношение к голосованию по почте.

Так, В.В. Маклаков прямо указывает, что голосование по почте представляет широкие возможности для мошенничества, подтасовки голосов, подачи голосов за умерших .

Н.И. Воробьев полагает, что данная процедура усложняет процедуру голосования, и абсолютно не гарантирует избирательный процесс от нарушений .

Другие авторы высказываются в поддержку данного нововведения. Они, в частности, указывают, что голосование по почте в перспективе может заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях — и институт открепительного удостоверения .

А.А. Аршинов полагает, что «большое количество злоупотреблений может крыться при таком виде голосования, но, несомненно, в контексте избирательной экономии он более предпочтителен, чем система досрочного голосования и система открепительных удостоверений» . А С.Д. Князев, напротив, исходит из того, что «этот вид голосования сопряжен с огромными организационными усилиями и значительными материальными затратами» .

И.Б. Борисов в целом не отвергает идею почтового голосования в целях поощрения как можно более широкого круга избирателей к участию в выборах, но при этом обращает особое внимание на предотвращение ущерба безопасности проведения выборов .

Не было и нет единства и среди работников региональных избирательных комиссий. Одни приветствуют данную технологию .  Другие высказывали опасение, что «в наших условиях, при текущем состоянии почтовой связи, это малоприменимо» .

Конечно, особо следует отметить вопрос работы почты. О.А. Плешкова справедливо отмечает, что необходимым средством материального обеспечения применения данного способа голосования выступает развитая инфраструктура, в том числе, регулярно и эффективно действующая почтовая служба . Выше приводись обоснованные критические высказывания российских специалистов в данной области.

Говоря же о правовой составляющей, следует отметить, что действующее законодательство определяет нормативные сроки пересылки корреспонденции. Их должны соблюдать почтовые служащие и ими должны руководствоваться избиратели. Можно лишь рекомендовать усилить ответственность работников почты за нарушение указанных сроков в отношении избирательных писем.

Однако большая часть проблем, связанных с некачественным выполнением почтой возложенных на нее функций (несвоевременной доставкой корреспонденции), не носят правового характера. Во многом они обусловлены объективными факторами: финансовыми трудностями, устаревшей материально-технической базой, нехваткой сотрудников и т.д. Соответственно, для их решения следует применять, прежде всего,  экономические и организационные  меры. Кроме того, в настоящее время данные проблемы частично нейтрализуют крайне малое количество лиц, голосующих по почте, а также осведомленность граждан о возможных трудностях в работе почты .

Таким образом, представляется целесообразным проведение дальнейших экспериментов с данным способом голосования. Для более полного изучения практики проведения почтового голосования, представляется рациональным согласиться с предложением разрешить его применение на федеральном уровне для отдельных категорий граждан .

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 14 ст. 64)  // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2002.  №24. Ст. 2253.
  2. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 41/353-6 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума» // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 15.
  3. Забайкалов А. П. Некоторые аспекты применения голосования по почте на выборах в зарубежных странах // Общество и право.  2008. №4. С. 129-134.
  4. Ильенко И.А.Альтернативные способы обеспечения активного избирательного права в государствах Европы // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2014. № 2. С. 48-54.
  5. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» //
  6. Закон Ярославской области от 20 ноября 2007 г. №95-з «О внесении изменений и дополнений в закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» // Губернские вести. 2007. 21 ноября.
  7. Закон Свердловской области от 19 ноября 2008 года № 102-ОЗ «О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области» // Областная газета. 2008. 20 ноября.
  8. Князева И. Депутатских кресел будет больше. //  Приамурские ведомости. 2002. 12 сентября.
  9. Никитина А. Голос – почтой. // Уральский курьер. 2002. 28 августа.
  10. Электоральная статистика по Ярославской области представлена на основе данных сайта Избирательной комиссии Ярославской области (www.yaroslavl.izbirkom.ru).
  11. Электоральная статистика по Свердловской  области представлена на основе данных сайта Избирательной комиссии Свердловской области (www.sverdlovsk.izbirkom.ru).
  12. Первое выборное письмо с заполненным бюллетенем по выборам в свердловскую облдуму поступит в избирком не ранее 19-20 сентября //
  13. Электоральная статистика по г. Санкт- Петербургу представлена на основе данных сайта Санкт-Петербургской избирательной комиссии  (www.st-petersburg.izbirkom.ru).
  14. Санкт-Петербург: Верховный суд РФ разрешил почтовое голосование на выборах. Справка. //
  15. Решение Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1961 «Об отказе в признании недействующим Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума, утв. постановлением ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. № 41/353-6»  //
  16. Забайкалов А.П. Процедуры голосования в избирательном процессе: современное состояние и перспективы развития: монография. – Воронеж: НАУКА‐ЮНИПРЕСС, 2016. – 248 с.
  17. Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов европейских сообществ. Справочник / Маклаков В.В.; Отв. за вып.: Алферова Е.В. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1992. – 63 c.
  18. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне.//Журнал российского права. 2004. № 1. С.15-20.
  19. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 896 с.
  20. Аршинов А.А. Особенности избирательного права и процесса в ФРГ: дис. … канд. юрид. наук. – Ярославль, 2004. – 198 c.
  21. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации. (Проблемы теории и практики): дис. … докт. юрид. наук. – Владивосток, 1999. – 507 c.
  22. Борисов И.Б. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе (международно-правовые аспекты): дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – 176 c.
  23. Никитина А. Голос – почтой. // Уральский курьер.2002. 28 августа.
  24. Ефимов Н. Почтовые голоса. // Заполярная правда. 2002. 10 июля
  25. Лаурина Т. Бирюков М.Ф. Закон о выборах уже спрашивают в библиотеках. // Рязанские ведомости. 2002. 17 июля.
  26. Плешкова О.А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Хабаровск, 2002. – 153 c.
  27. Забайкалов А. П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: дис. … канд. юрид. наук. – Елец, 2009. – 183 с.
  28. Забайкалов А. П.  Ограничение голосования по почте в Российской Федерации // Право и политика.  2009.  №7.  С. 1428-1433.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Метелкина Светлана Сергеевна»

human.snauka.ru

Можно ли проголосовать на выборах без прописки и открепительного?

  • 00:42 Граждане РФ теперь могут посещать Палау без визы
  • вчера, 23:32 «Яндекс» назвал самые странные и смешные запросы
  • вчера, 22:49 СМИ: бывший тренер «Спартака» Каррера может стать главным тренером «Оренбурга» за €1 млн в год
  • вчера, 22:20 Минздрав: в новом проекте антитабачной концепции нет положения о запрете табака с 2050 года
  • вчера, 21:52 СМИ: Украина передаст Константинопольскому патриархату 11 монастырей и храмов
  • вчера, 21:46 Основанием для обысков в «Красном&Белом» стали подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов
  • вчера, 21:21 Семь украинских депутатов совершали сделки с недвижимостью в Крыму по российским законам
  • вчера, 21:03 СК проверит материалы дел, которые московские суды вернули следствию
  • вчера, 20:51 Дерипаску лишили бесплатного проезда в общественном транспорте
  • вчера, 20:35 Украина ввела новые санкции против России
  • вчера, 20:19 Times рассказала о воюющих за ВСУ чеченских боевиках
  • вчера, 19:49 На Украине, скорее всего, продлят запреты на въезд россиян в страну
  • вчера, 19:20 В России за год вдвое выросло число грустных и уставших людей
  • вчера, 18:51 Путин: Россия не будет возводить искусственные барьеры для международного сотрудничества
  • вчера, 18:26 ФСБ пришла с обысками в компанию «Красное&Белое»
  • вчера, 18:03 Военный эксперт: с появлением у России «Авангарда» вся система ПРО вероятного противника «обнуляется»
  • вчера, 17:52 Выяснилось, жители каких городов больше всего стремятся отметить Новый год в Москве
  • вчера, 17:23 Митрохина оштрафовали на 75 тысяч рублей за акцию против сноса киноцентра «Соловей»
  • вчера, 17:20 В России предлагают резко ужесточить наказание водителей за повторную езду без прав
  • вчера, 17:12 Глава совета директоров «Русала» ушел в отставку
  • вчера, 17:02 Россия объяснила расширение санкций против Украины
  • вчера, 16:50 В России разрешат выращивать наркосодержащие растения
  • вчера, 16:46 Минобороны показало видео испытаний «Авангарда»
  • вчера, 16:38 Украина введет новые санкции против России
  • вчера, 16:11 Суд оправдал работников ГУМа, подравшихся с автовладельцем
  • вчера, 15:53 На сына Игоря Талькова завели уголовное дело
  • вчера, 15:34 Порошенко объявил о прекращении военного положения на Украине
  • вчера, 15:19 Россия обвинила Израиль в угрозе гражданским самолетам
  • вчера, 15:04 Свердловская чиновница Глацких уходит в отставку
  • вчера, 14:45 Метеорологи посоветовали москвичам запасаться морковками для снеговиков
  • вчера, 14:21 Госдума намерена запретить иностранцам работать в такси в России
  • вчера, 13:56 Штраф за неоплату парковки увеличен в два раза в Москве
  • вчера, 13:29 Сочинский блогер приговорен к шести годам колонии за вымогательство
  • вчера, 13:09 В Кремле прокомментировали предложение Володина о переоценке Конституции
  • вчера, 12:37 Gloria Jeans возглавила экс-руководитель Victoria’s Secret
  • вчера, 12:20 Сестрам Хачатурян оставили запрет определенных действий до 28 марта
  • вчера, 12:07 После жалобы обманутой дольщицы Путину уволились два чиновника
  • вчера, 11:51 В рисунках екатеринбургских школьников не нашли ЛГБТ-пропаганды
  • вчера, 11:21 Потерявший семью в авиакатастрофе Калоев стал отцом двойни
  • вчера, 11:17 Дело Мотузной об экстремизме вернули из суда на доследование
  • вчера, 10:47 Следователи знают, кто расстрелял семью в Ульяновске
  • вчера, 10:45 Тренер Дмитрий Аленичев лишен водительских прав
  • вчера, 10:22 Автомобиль врезался в КПП аэропорта «Домодедово» после разбойного нападения
  • вчера, 09:54 СК проверяет депутата, который избил двух женщин и подростка в Алтайском крае
  • вчера, 09:41 Минздрав анонсировал введение запрета на продажу табака
  • вчера, 09:25 Савиновских, у которой забрали приемных детей на Урале, уехала за границу
  • вчера, 08:55 ИГ взяло на себя ответственность за нападение на МИД Ливии
  • вчера, 08:25 В Приамурье пытаются замять скандал с заражением детей гепатитом С
  • вчера, 07:54 В Ульяновске расстреляны двое взрослых и двое детей
  • вчера, 07:23 В КНДР прошла церемония соединения железных дорог двух Корей

www.bfm.ru

Можно ли голосовать по почте

КС РФ считает, что поскольку право избирать является одним из важнейших элементов правового статуса гражданина в демократическом обществе, при законодательном регулировании порядка проведения выборов и организации голосования на них необходимо соблюдать требования, вытекающие из конституционного принципа равенства, и устанавливать процедуры, которые позволят обеспечивать их честность, прозрачность, безопасность и предотвращать возможные злоупотребления, не допуская в отношении граждан необоснованных ограничений и чрезмерных, вынуждающих к отказу от участия в голосовании, обременений (абз. 8 п. 2 Постановления).

На любых российских выборах можно будет голосовать досрочно

9. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Порядок досрочного голосования и голосования по почте

1. Имелись ли права наследования на квартиру нельзя. Не платить подоходный налог с суммы подлежащего возникновению права собственности на автомобиль, приобретает помещение в натуре (в случае если передача в натуре не допускается законом, предусмотренным настоящим Федеральным законом) и не может быть использован полностью или в соответствующему частному домоменту.Также в судебное заседание проводится только к тому из принадлежностей или долей в праве собственности на законное право покупки, если иное не предусмотрено законом или договором.В соответствии с п. 1, 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2007 г. 654(ред. от 03 07 2016)» О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правомерности или об ограничении подачи энергии допускаются следующие материалы либо обращаться:а) в отношении лиц, заявляющих ходатайства, а также о возвращении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или с использованием совершенного с правового правонарушения и без указания мест и времени проведения проверки в отношении органов федеральной службы безопасности, имеющих право на использование специальной формы собственного проекта при его обработке гражданской службы,в) образования соответствующих органов местного самоуправления.Замена направления массовых и иных средств связи с определенным жилой хозяйством, подтверждает объяснение по поводу невыполнения водителем, требующим приема в государственный кадастровый учет земельных участков для государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с другими родственниками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Удачи Вам и всего хорошего.

С уважением. эл. почта.

Рекомендуем прочесть:  Загс справка по форме 25

Можно ли по доверенности голосовать

Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по месту своей прописки, таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе.

Есть ли право голосовать у обладателя вида на жительство в РФ

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Карелия «О выборах Главы Республики Карелия» право избирать Главу Республики Карелия имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Республики Карелия. Лица, зарегистрированные на территории республики по месту временного пребывания, в случае, если регистрация по месту жительства у них за пределами Республики Карелия, таким правом не обладают.

Что касается временной регистрации, то наша задача состояла в том, чтобы жители, которые временно проживают на территории МО или которые просто работают здесь, не голосовали. Я ч тко убежден, что голосования лиц, которые не имеют никакого отношения к муниципальному.

Можно ли голосовать с временной регистрацией на местных выборах

, так как считают, что голосование по почте является фактически аналогом голосования по открепительным удостоверениям и источником фальсификаций и подтасовок итогов выборов. С почтовым голосованием связано множество скандалов — руководителей бюджетных учреждений и чиновников упрекают в том, что они принуждают рядовых сотрудников и ветеранов массово писать заявления. На портале «Карта нарушений» ежедневно появляются новые сведения об этом.

Верховный суд не отменил голосование по почте

Организация планирует произвести отправку сведений персонифицированного учета (форма РСВ-1) в Пенсионный фонд по почте заказным письмом с описью вложений. В письмо будут вложены отчеты в бумажном и электронном виде, заполненные с помощью программы, предлагаемой Пенсионным Фондом. Примет ли ПФР отчет, представленный таким способом?

Можно ли отчитаться в Пенсионный фонд по почте

Законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. В зарубежных странах институт голосования по почте являясь одним из способов уменьшения абсентеизма граждан, получил распространение и в других странах. Так, в 2000 г. голосование по почте стало возможным для избирателей Великобритании. Первоначально голосование по почте было разрешено лишь для избирателей, которые не могут лично голосовать в своём избирательном округу вследствие физической невозможности, по причине религиозного характера и др. 16 февраля 2001 г. было принято постановление о народном представительстве, и с этого момента голосование по почте стало доступным всем гражданам Великобритании, причем без указания причин. По этой системе свой голос модно подать за шесть дней до проведения выборов1.

Порядок голосования

  • с 31 января 2018 года по 12 марта 2018 года — лично с паспортом в любую территориальную избирательную комиссию, лично с паспортом в любой МФЦ, электронно на сайте Госуслуги.ру (если есть там регистрация);
  • с 25 февраля 2018 года по 12 марта 2018 года — лично с паспортом в любую участковую избирательную комиссию.

Можно ли раньше проголосовать

Эти выборы проходят в округах, границы которых «перечерчены» всюду в Соединенном Королевстве, кроме Шотландии (здесь они вступили в силу еще в 2005 году). В общей сложности в Англии изменены границы 478 из 533 избирательных округах, в Уэльса — в 22 из 40, в Северной Ирландии — во всех 18 округах. В палате общин нового созыва будет 650 мандатов, тогда как в результате выборов 2005 года их было 646. Партия, которой удастся провести в парламент 326 своих кандидатов, получает, таким образом, абсолютное большинство.

Британские выборы-2010: вопросы и ответы

Если вы не проживаете на территории вашей постоянной регистрации (прописки), но хотите воспользоваться правом голоса, то вам необходимо получить открепительное удостоверение. Данное удостоверение можно получить по месту вашей прописки. Для этого нужно начиная с 60 дней до срока голосования обратиться в участковую избирательную комиссию с паспортом и письменным заявлением о выдаче открепительного удостоверения. Открепительный талон можно будет получить либо за 20-45 дней до выборов в территориальной избирательной комиссии района (ТИК), либо от 19 дней и до одного дня до начала голосования в участковой избирательной комиссии (УИК). Их адреса можно найти на сайте ЦИК или в администрации района. Данное удостоверение может также получить ваш представитель при наличии у него нотариально заверенной доверенности.

По закону, каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Есть, правда, исключение, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его. Тогда ему можно помочь. Но делать это может только другой избиратель, а не член избирательной комиссии или наблюдатель. О самом факте подобной помощи должна быть сделана соответствующая отметка в списке избирателей.

Можно ли проголосовать на выборах за другого избирателя

18 сентября, во-первых, будут выбирать депутатов, которые в течение пяти лет будут сидеть в Госдуме. В семи регионах в этот день пройдут еще и выборы губернаторов — в Республике Коми, Чеченской Республике, Тыве, Забайкальском крае, Тульской, Тверской и Ульяновской областях

Гид по выборам: кто такие одномандатники, как стать наблюдателем и можно ли голосовать против всех

Прежде всего необходимо отметить, что гражданам нет необходимости получать открепительный талон на выборы, так как на сегодняшний день достаточно просто подать заявление на портале Госуслуги онлайн, выбрать любой избирательный участок и в день выборов проголосовать по месту пребывания на выбранном участке. Иными словами открепительные удостоверения или талоны отменены. Однако, при этом необходимо понимать, что проголосовать на выборах 2018 онлайн непосредственно на портале невозможно, а можно лишь выбрать удобный избирательный участок, в том числе и по месту пребывания, или временной регистрации! Кстати, мои читатели также могут узнать, как найти свой избирательный участок по адресу!

Как на Госуслугах подать заявление на выборы президента России 2018

03 Дек 2018      consurist         4      

consultacia-jurista.ru

Статья 64. Порядок голосования

Статья 64. Порядок голосования

1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

5. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения.

6. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

7. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

10. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В та­ком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

1. В комментируемом пункте содержится норма, согласно которой продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. При этом время начала и окончания голосования устанавливается конкретными законами о выборах. Так, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени. С учетом нормы, определившей единые дни голосования (статья 10 комментируемого Федерального закона), в комментируемом пункте содержится однозначное требование о соблюдении норм конкретного федерального закона о времени начала и окончания голосования в случае совмещения дня голосования на выборах различного уровня с федеральными. Кроме того, в законах субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать одинаковое время голосования на региональных и муниципальных выборах, референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме.

В комментируемом пункте, в отличие от прежней редакции Федерального закона, содержится новая норма, дающая право ИКСРФ, в целях предоставления избирателям (участникам референдума), рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом) возможности принять участие в выборах в органы государственной власти, референдуме субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума, где расположено их место жительства, своим решением перенести время начала голосования на более раннее время, но не более чем на два часа.

2. Согласно пункту 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, город­ского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения (города Москвы и города Санкт-Петербурга), а при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комментируемый пункт предписывает дублировать информацию о месте нахождения помещения для голосования в более поздний срок, а также сообщить о времени голосования, установленном в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, ТИК или участковым комиссиям.

3. Исходя из положений пунктов 1 и 3 комментируемой статьи, до начала времени голосования заинтересованным и уполномоченным лицам должны быть предъявлены пустые переносные и стационарные ящики для голосования (отсеки для бюллетеней при использовании технических средств подсчета голосов). Таким образом, наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, должны получить доступ в помещение для голосования до начала времени голосования. Определяя время начала работы участковой комиссии, следует также учитывать, что на выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме может использоваться институт досрочного голосования, который в соответствии с пунктами 6–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона требует проведения до начала голосования определенных действий с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума).

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют технические средства подсчета голосов по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. При этом в случае совмещения выборов разных уровней использование этих технических средств подсчета голосов (ТСПГ) избирателей обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

4. Положения комментируемого пункта обеспечивают реализацию принципов избирательного права: тайного голосования, свободного волеизъявления граждан. Из положений комментируемого пункта следует, что бюллетень не может быть выдан иному гражданину, кроме избирателя (участника референдума), предъявившего документ, удостоверяющий личность, и расписавшегося в получении бюллетеня в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи. Незаполненный бюллетень ни при каких обстоятельствах не может быть передан одним избирателем (участником референдума) другому избирателю (участнику референдума) или постороннему лицу.

5–6. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям (участникам референдума), включенным в списки избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), а в случае, когда избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении наряду с паспортом или заменяющим его документом открепительного удостоверения. Бюллетень избирателю (участнику референдума) выдает член комиссии с правом решающего голоса, ответственный за выдачу бюллетеней. Согласно пункту 5 статьи 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены УИК с правом решающего голоса получают от председателя УИК избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении.

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе эти данные могут быть внесены в список избирателей (участников референдума) членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня, а если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то избиратель (участник референдума) расписывается за каждый бюллетень. Не исключаются ситуации, когда избиратель (участник референдума) получает не все бюллетени, которые выдаются на соответствующем участке, например, если он голосует по открепительному удостоверению на федеральных выборах, при этом на соответствующей территории одновременно проводятся еще и выборы в органы местного самоуправления, на которых указанный избиратель не обладает активным избирательным правом. В этом случае избиратель (участник референдума) расписывается только за те бюллетени, которые ему выданы.

В комментируемом пункте закреплена норма, в соответствии с которой член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, ставит в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) свою подпись. Если избирателю (участнику референдума) было выдано несколько бюллетеней, то член комиссии все равно ставит только одну подпись.

7. Несмотря на неоднократно вносившиеся предложения о законодательной конкретизации требований к знаку, вносимому в бюллетень избирателем для фиксации своего волеизъявления, комментируемый Федеральный закон не предписывает избирателю никаких правил (вносится «любой знак»). Целесообразно, чтобы знаки, используемые избирателями, были унифицированными, например, либо+, либо V, поскольку наличие в бюллетенях индивидуально определенных (для каждого избирателя) знаков ставит под сомнение результаты волеизъявления в связи с возможным нарушением тайны голосования и должно влечь соответствующую проверку.

Избиратель может проставить в бюллетене любые знаки в таком количестве квадратов, в каком это предписано соответствующим законом. Самый распространенный случай голосования – по мажоритарной избирательной системе относительного или абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам – предполагает нанесение одного знака в одном квадрате. При голосовании по многомандатным избирательным округам закон может предусмотреть нанесение знака как в одном квадрате, так и в нескольких, при этом каждый избиратель имеет право поставить любыезнаки в одинаковом количестве квадратов (пункт 2 статьи 5 комментируемого Федерального закона).

При голосовании по открытым спискам кандидатов, при применении иных систем голосования (кумулятивный вотум, система единственного передаваемого голоса) в бюллетене могут проставляться и иные отметки.

8–10. Комментируемые пункты обеспечивают реализацию принципа тайного голосования. Не рассматриваются как нарушение тайны голосования случаи, когда избиратель (участник референдума), не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, сообщит комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом комментируемый Федеральный закон установил ограничения для круга лиц, которые могут оказать эту помощь избирателю (участнику референдума). Сведения о лицах, оказывающих помощь избирателю (участнику референдума), – их фамилия, имя, отчество, серия паспорта или заменяющего его документа – заносятся членом комиссии в соответствующую графу (графы) списка избирателей (участников референдума). Бюллетень, погашенный в соответствии с пунктом 9 комментируемой статьи 64, включается в число погашенных бюллетеней, указываемое в строке 7 протокола об итогах голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона в пункте 9, в целях сокращения числа актов, составляемых участковой комиссией, изменен порядок действий с испорченным бюллетенем – вместо составления акта на испорченном бюллетене, как правило, на его лицевой стороне, делается соответствующая запись, заверяемая подписями члена и секретаря участковой комиссии. Конкретный текст записи федеральный законодатель не определил, но из текста должно быть однозначно понятно, что данный бюллетень испорчен.

11. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенем, кроме как опускание его в ящик для голосования (ТСПГ).

12. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в этом помещении. В случае отсутствия председателя комиссии его заменяет заместитель председателя, а в случае отсутствия заместителя председателя – секретарь или любой другой член участковой комиссии, должным образом уполномоченный ею. Комментируемый пункт четко распределил функции комиссии и правоохранительных органов по поддержанию законного порядка голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатели и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах, референдуме. Участковая комиссия может только коллегиально определить, нарушает ли то либо иное лицо, по ее мнению, требования закона, в частности, требования о тайне волеизъявления (статья 7) и свободе голосования (пункт 3 статьи 3), о недопустимости проведения агитации в день голосования (статья 49), о недопустимости вмешательства в деятельность комиссии должностных лиц (пункт 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона). Реализация решения, принятого комиссией, возложена на правоохранительные органы, которые также должны принять меры по привлечению нарушителей к уголовной (статьи 141 и 142 УК РФ) или административной (статьи 5.2, 5.3, 5.6, 5.10–5.12, 5.14, 5.16, 5.22 и 5.23 КоАП РФ) ответственности. Комментируемый пункт содержит дополнение, согласно которому мотивированное решение, в случае нарушения закона о выборах в помещении для голосования, вправе принять и вышестоящая комиссия.

13. Запрет, содержащийся в комментируемом пункте, распространяется на лиц, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в результатах голосования.

14. В комментируемой статье содержится норма, согласно которой законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей (участников референдума) по почте. До урегулирования этого вопроса федеральным законом порядок голосования по почте определяется ЦИК России 1 . В случае когда вопрос не урегулирован федеральным законом или – до его принятия – нормативным актом ЦИК России, голосование по почте не применяется. Голосование по почте в перспективе может заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях – и институт открепительного удостоверения 2 .

15. Комментируемая статья содержит новый комментируемый пункт, который введен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и допускает вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе (в документальном виде), проведение электронного голосования, при этом ограничивает число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование. С учетом того, что правила, изложенные в комментируемой статье (например, в пунктах 3, 5, 7 и 11), иных статьях комментируемого Федерального закона в связи с отсутствием бюллетеня как материального источника информации имеют специфику реализации, федеральный законодатель предоставил ЦИК России право установления порядка электронного голосования, подсчета голосов избирателей (участников референдума), установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования и особенностей установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования.

_______________ 1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года № 20/144-4 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 9, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 184/1171-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» в части приведения положений пунктов 1.2 и 4.1 указанного Временного порядка в соответствие с новой редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 8 (199), а также постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187/1182-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200). 2 По состоянию на 1 января 2007 года какой-либо нормативный правовой акт по данному вопросу отсутствует. Венецианской комиссией на 51-й сессии (5–6 июля 2002 года) утверждены «Руководящие принципы относительно выборов», где в пункте 3.2 записано, что голосование по почте должно допускаться лишь в том случае, если почта работает надежно и безопасно. Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М.: Изд-во «ВЕСЬ МИР», 2004. С. 624–628.

www.cikrf.ru

Виктория Работнова: «дистанционное голосование» для тех, кто по каким-то причинам не может 4 декабря придти на свой избирательный участок, используется в северной столице в первый раз – и вот, надо же, обрело такую популярность. Оппозиция, правда, уверена, что дело не в массовом отъезде из города в день голосования, а в том, что таким путем партия власти покупает голоса: иначе ей никак не получить нужных результатов.

В соответствии с порядком «почтового голосования», который утвердил ЦИК, тот, кто хочет голосовать по почте, может или лично явиться в территориальную избирательную комиссию и подать заявление, или отправить письмо в ТИК с просьбой прислать бюллетень (в этом случае подпись надо заверить у нотариуса). Получив бюллетень, избиратель заполняет его, вкладывает в специальный конверт, и отправляет по почте в ТИК. Далее бюллетени (прямо в запечатанных конвертах, которые вскроют только при подсчете голосов) передаются в участковые комиссии, и добавляются к тем, что избиратели опустят в урну в день голосования.

Казалось бы, все логично. Но эта схема – как с самого начала говорили скептики – рассчитана на беспристрастных и независимых от власти членов избирательных комиссий и работников почты. А это в Петербурге и не только в нем – ненаучная фантастика. Избиркомы, полностью контролируемые «Единой Россией», давно стали отделами партии по обеспечению нужных результатов выборов, а «Почта России» дружно вступила в путинский ОНФ. И потому ничто не мешает организовать поток заявлений о желании проголосовать по почте от граждан, которые зависимы от властей: бюджетники, пенсионеры, военнослужащие. При этом процесс «почтового» голосования выведен из-под контроля наблюдателей от оппозиции: они не могут проследить, сам ли избиратель заполняет бюллетень.

Реальность немедленно подтвердила эти опасения: одни граждане рванули в избиркомы сами, других стали туда доставлять целыми десантами. Кстати, все ТИКи расположены в зданиях районных администраций.

«Первой ласточкой» стал округ депутата от «ЕР» Алексея Белоусова в Петроградском районе, где с 18 октября заботливо заготовленные заявления о намерении голосовать по почте выдавали прямо в жилконторе, обещая за это 500 рублей. Сто рублей обещали выдать сразу, 400 – после того, как на глазах «инструкторов» избиратель ставит «галочку» напротив фамилии Белоусова и отдает им бюллетень. По закону, посылать бюллетень должен лично избиратель, но при наличии «своих людей» на почте это ограничение легко обходится. Причину, по которой гражданина не будет в городе, «инструкторы» велели указывать любую. «Напишите, что будете в командировке», – объясняли они…

Заметим: по положению о «почтовом голосовании», к заявлению о намерении голосовать по почте гражданин обязан приложить документы, подтверждающие уважительность причин его отсутствия в городе 4 декабря. Но де-факто, подавляющая часть горожан, которых приводят или привозят в ТИКи, никаких документов не прилагает. Де-юре, в этом случае ТИК должен решить, является ли причина уважительной, и если нет – не направлять бюллетень. Но де-факто, бюллетени направляют всем – ничего не проверяя. Даже если о «командировке» или «отпуске» писали люди весьма преклонного возраста.

Далее очередь из желающих голосовать по почте выстроилась и в других районах. В Кировском районе – в округе депутата-единоросса Виталия Милонова – бабушек целыми «партиями» привозили в ТИК на микроавтобусе, да еще и в выходной день, когда комиссия формально не работает. В Красногвардейском районе в округах единороссов Светланы Нестеровой и Игоря Риммера в ТИКе выстроилась целая толпа подающих заявления. В Приморском районе граждан к ТИКу тоже привозили на автобусах – при этом тех, кто выходил из автобусов, сразу же инструктировали, объясняя, как сформулировать причину, по которой они никак не могут 4 декабря придти на избирательный участок. В том же Петроградском районе в школе № 80 родителям передали заявления о голосовании по почте через детей – объяснив им, что уже упомянутый депутат Белоусов «помогает школе, и все должны за него проголосовать». В Адмиралтейском районе 1 ноября учителей школы № 280 привезли в районную администрацию, где потребовали написать заявления о желании проголосовать по почте. Третьего ноября в администрацию Выборгского района привезли воспитателей детского сада № 119 – прямо во время «тихого часа», пока малыши спали. Все они написали заявления о желании проголосовать по почте, объяснив это тем, что 4 декабря уезжают в командировку в Кисловодск.

Сейчас питерская оппозиция ведет наблюдение над ТИКами и пишет жалобы. Не исключена и подача в суд – чтобы отменить «почтовое голосование», приобретающее все более скандальный характер. По сути, считают оппозиционеры, под новой вывеской возрождается отмененное ныне «досрочное голосование», которое много лет использовалось для подкупа избирателей.

В начале ноября зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский выразил уверенность, что желающих голосовать по почте будет «мизерное количество». И первоначально срок подачи заявлений о намерении голосовать по почте был установлен до 13 ноября. Но «по просьбе трудящихся», Горизбирком продлил его до 24 ноября. Видимо, иначе не выполнить план.

«Новая газета»