Казахстан это развитая страна или развивающаяся

казахстан это развитая страна или развивающаясяказахстан это развитая страна или развивающаяся      Развитые экономики      Развивающиеся экономики (среднее развитие)      Развивающиеся экономики (слабое развитие)

Классификация

МВФ

и

ООН

К развивающимся странам (англ. Developing countries), — более точное, но нецелесообразное определение — менее развитые страны (англ. Less developed countries) — теоретически относят те государства и страны, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами и странами.

Характеризуются слабо развитой индустрией и высокой степенью экономической зависимости от развитых стран. Некоторые такие менее развитые государства, общепризнанные развивающимися, например, Аргентина, в то же время унаследовали образованное население и многие другие черты развитых стран. Кроме того, развивающиеся страны имеют преференции при экспорте в развитые страны.

Но строгого определения не существует, и на практике обычно развивающимися странами называют страны, не являющиеся членами ОЭСР. Следовательно, в соответствии с требованиями к членам ОЭСР, можно заключить, что развивающиеся страны, как правило, имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. В то же время и в ОЭСР были приняты такие страны с невысоким средним ВВП на душу населения, как Мексика и Турция, гражданские войны и боестолкновения в которых ставят под вопрос степень обеспечения прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, которое игнорируется), демократии и отсутствия коррупции. Поэтому нет единственного общепринятого определения этого термина и уровень развития так называемых развивающихся стран может широко варьироваться. Некоторые развивающиеся страны не являются слаборазвитыми и имеют средние стандарты уровня жизни, а развивающийся Катар занимает первое место в мире по ВВП на душу населения. Таких стран с высоким ВВП на душу населения и высоким жизненным уровнем граждан довольно много среди развивающихся стран. Поэтому наиболее характерный признак развивающейся страны — структура заболеваемости и смертности, не характерная для развитых стран, причём если в развивающихся странах с высоким ВВП на душу населения от болезней, практически отсутствующих в развитых странах, страдают мигранты, то в странах СНГ и многих государствах Восточной Азии и Африки эпидемии этих болезней поражают коренное население. Но среди стран с наиболее неблагоприятной эпидемиологической обстановкой не только Россия и другие страны СНГ, Гаити, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Китай, Бразилия, Эфиопия, ДРК, ЮАР, но и член ОЭСР — Мексика.

Страны с более развитой экономикой, по сравнению с другими, но которые ещё не в полной мере продемонстрировали признаки развитой страны, объединяются под общим термином «новые индустриальные страны». В то же время есть мнение, что политкорректный термин «Развивающаяся страна» применим не для любой страны, которая слаборазвита, так как в ряде стран практически никакого развития не происходит. Такие страны, признаваясь развивающимися, в то же время классифицируются как наименее развитые страны или несостоявшиеся государства.

Развитие предполагает современную инфраструктуру. Развитые страны, в сравнении, как правило, имеют экономические системы, основанные на постоянном, самоподдерживающемся экономическом росте.

Крупнейшей развивающейся страной называет себя Китай.

По оценке Morgan Stanley (2014), ныне на развивающиеся страны приходится примерно половина мирового ВВП, для сравнения, ранее, в 1997—1998 годах их доля составляла 37 %.

Определение

Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации объединённых наций определял развитую страну следующим образом:

Развитая страна — такая страна, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.

Но согласно Статистическому отделу ООН:

Нет установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН

Отмечается, что:

Обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития.

Также ООН отмечает, что:

В обычной практике, Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями. По международной торговой статистике Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и Содружества Независимых Государств в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов».

В XXI веке самобытный регион Четырёх азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) наряду с Кипром, Мальтой и Словенией рассматривают, как «развитые страны».

С другой стороны, согласно классификации Международного валютного фонда до апреля 2004 года, все страны Восточной Европы (включая страны Центральной Европы, которые всё ещё относятся к «Восточно-Европейской группе» в организациях ООН) также, как и страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам, и их рассматривают скорее «как переходные страны»; тем не менее, в настоящее время их в основном относят (в международных отчётах) к развивающимся странам.

МВФ использует гибкую систему классификации, которая учитывает:

  1. доход на душу населения,
  2. диверсификацию экспорта; так экспортёры нефти, имеющий высокий ВВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в классификации, так как свыше 70 % их экспорта составляет нефть,
  3. уровень интеграции в глобальную финансовую систему.

Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля. Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов:

  • Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 долларов США или меньше.
  • Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3855 долларов США.
  • Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3856-11 905 долларов США.
  • Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11 906 долларов США.

Всемирный банк относит все мало- и среднеразвитые страны к развивающимся, однако, отмечается:

Использование этого термина удобно, но он не подразумевает, что все экономики в группе имеют схожее развитие или что прочие экономики достигли предпочтительного или окончательного уровня процветания. Классификация по доходам не обязательно отражает состояние развития страны.

Впервые термин «развивающиеся рынки» был употреблен в 1980-х годах экономистом Всемирного банка Антуаном ван Агтмелем.

В середине 20 века в СССР развивающиеся страны назывались слаборазвитыми капстранами (за исключением КНР,МНР, КНДР и СРР).

Мера и концепция развития

Развитие страны определяется по статистическим показателям, таким как ВВП на душу населения, Ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и другим. ООН разработала Индекс развития человеческого потенциала, комбинированный показатель указанных выше статистических данных, для оценки уровня человеческого развития для стран, данные о которых доступны.

Развивающиеся страны, в основном, не достигли значительного уровня индустриализации относительно их населения и имеют средний или низкий уровень жизни. Существует строгая зависимость между низким уровнем доходов и быстрым ростом численности населения.

Иногда используются другие термины, например менее развитые страны, экономически слабо развитые страны, слаборазвитые страны либо страны Третьего мира и не индустриальные страны. И наоборот, страны на другой стороне спектра называют развитыми, экономически развитыми, странами Первого мира и индустриальными странами.

Для смягчения эвфемистической стороны слова развивающийся, международные организации стали применять выражение экономически слабо развитые страны для беднейших государств, которые ни в каком отношении не могут быть отнесены к развивающимся. То есть, экономически слаборазвитые страны — это подмножество менее развитых стран. Это может мягко указывать на то, что стандарты жизни среди развивающихся стран не одинаковы.

Концепция развивающихся стран существует, под тем или другим названием, в множестве теоретических систем, имеющих различное направление — например, в теории колониализма, теологии освобождения, марксизме, антиимпериализме и в политической экономии.

Классификация МВФ

Международный валютный фонд классифицирует страны на передовые страны и развивающиеся страны. В качестве критерия используется: уровень дохода на душу населения, диверсификация экспорта, степень интеграции в мировую финансовую систему. К развивающимся странам МВФ относит следующие страны:

Европа Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Северная Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция, Украина
СНГ Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Азия Бангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам
Латинская Америка и страны Карибского бассейна Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла
Средний Восток, Северная Африка Афганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен
Тропическая Африка Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центральноафриканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

См. также

  • Страна с высоким уровнем доходов

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Канцелярии Высокого представителя Организации Объединенных Наций к наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам
  • Официальный сайт Всеобщей системы преференций
  • Официальный сайт с информацией по инициативе Европейского союза про все товары, кроме оружия «
  • Официальный сайт правительства Японии об общей системе преференций
  • Официальный сайт Министерства финансов Норвегии в рамках Общей системы преференций

Казахстан и развивающиеся страны в условиях мирового кризиса

АСТАНА. 3 июня. КАЗИНФОРМ/Алибек Осер/ — По оценке Всемирного банка настоящий мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента Большой депрессии экономики США. Мир столкнулся со сложнейшей рецессией на кредитных рынках. Мировая экономика буквально остановила свой рост уже во второй половине 2008 года. За один год рост мирового ВВП снизился до 2 % в сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы. После крупного снижения мирового экспорта в 1982 году, настоящий кризис стал очередным обвалом мировых торговых потоков, намеченных на 2009 год. ВВП богатых стран в 2009 году сократится на 3,8 % по сравнению с ростом в 0,9 % в 2008 году. Особенно тяжело переносят кризис развивающиеся страны. Хотя кризис и начался в развитых странах, он особенно сильно бьет по слабым рынкам бедных стран через торговые и финансовые потоки. К примеру, рост экономики в странах Северной Африки упадет с 5,5 % в 2008 году до 1,7 % в 2009-м.

Казахстан считается страной с рыночной транзитной экономикой и относится к группе стран постсоветского пространства со средними доходами. В отличие от развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с низкими показателями доходов населения и благосостояния в целом, Казахстан обладает более развитой социально-экономической инфраструктурой, мощным сырьевым потенциалом, а также высокообразованными человеческими ресурсами. Такая позиция выводит Казахстан на уровень выше развивающихся стран с аналогичным уровнем ВВП.

В целом в ряде развивающихся стран наблюдается снижение фискальных показателей в связи с уменьшением внутренних государственных доходов, увеличением расходов на антикризисные социальные программы, а также ухудшением условий торговли для экспортеров ТНП. Хотя финансовые ресурсы для государственных заемщиков с начала 2009 года стали более доступными, условия инвестирования корпоративных секторов слаборазвитых стран остаются сложными. Потоки совокупных частных капиталов в развивающиеся экономики снизились с 7,3 % ВВП в 2007 году до 4,9 % в 2008-м, и прогнозируются в виде отрицательного сальдо в 2009 году.

Меры по устранению бедности в мире также замедлились в результате продовольственного и финансового кризисов. По данным Всемирного банка в текущем году бедность в мире снизится, однако, еще около 55 млн. людей будут жить на менее чем 1,25 долларов в день, чем ожидалось в предкризисный период. Цель развития тысячелетия номер 1 по снижению бедности остается достижимой, но кризис создает новые предпосылки риска. Официальная поддержка населения бедных стран должна быть увеличена в связи с кризисом. Мир должен действовать решительно в вопросе поддержки стран с низкими доходами, которые не могут самостоятельно справиться с кризисом, возлагая бремя проблем на беднейшие слои населения. Данный факт обуславливает важность увеличения официального содействия. При этом экономические политики разных стран должны быть адаптированы к условиям развития каждой отдельно взятой страны.

Лидеры стран также не должны откладывать на потом рассмотрение долгосрочных приоритетов развития. Неустойчивые субсидии должны быть ликвидированы, а схемы по социальной защите населения перенастроены. Правильно нацеленные, гибкие меры, такие как поддержка прямых доходов (включая условные наличные трансферты, такие как мексиканский «Progresa/Oportunidades» и бразильский «Bolsa Escola»), а также программы по социальному обеспечению безработных (такие как, программы по предотвращению голода в Северной Африке) помогают людям при ограниченных государственных расходах.

Комплексные действия должны быть также направлены на решение проблем в банковском секторе. Политика, направленная на усиление финансовой системы должна быть приспособлена к следующим 4 направлениям: поддержка частных институтов, укрепление планирования в непредвиденных обстоятельствах и кризисный менеджмент, смягчение рисков при международных операциях и равномерном распределении, ориентирование макроэкономического регулирования на финансовый мониторинг.

Как и в других странах, особо пострадавшими секторами экономики Казахстана в результате финансового кризиса являются строительство и рынок первичной недвижимости. В этой связи роль банковского сектора в условиях кризиса имеет первостепенное значение, в том числе для строительной индустрии. Для преодоления недоверия потенциальных покупателей первичной недвижимости к застройщикам и активизации рынка недвижимости можно применить инструмент «депозитного» строительства. Покупатель строящегося жилья вносит деньги на депозит в банке второго уровня, в свою очередь банк финансирует строительство жилья. При этом покупатель недвижимости не только минимизирует свои риски (за исключением девальвации национальной валюты), но и получает депозитные проценты прибыли.

Таким образом, макроэкономическая политика Казахстана должна быть направлена на повышение уверенности игроков финансового рынка, а также на блокирование спада в реальной экономике в соответствии с экономической спецификой страны. Страны с большим потенциалом могут иметь дополнительное пространство для маневров в монетарном и фискальном стимулировании экономики, в том числе и Казахстан. Так в этом году некоторые развивающиеся рынки стран предприняли шаги по стимулированию экономической активности посредством расширения монетарной и фискальной политики. Экономика Казахстана находится в более выгодном положении, нежели экономики бедных развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Казахстану необходимо форсировать развитие экспорта, провести трансформацию социальных программ поддержки населения, снижать влияние внешних корпоративных заимствований, повышать уверенность игроков финансового рынка, расширять монетарное и фискальное стимулирование экономики, направить усилия на решение социальных проблем и бороться с безработицей. Основными антикризисными мерами в соответствии с планом действий по стабилизации экономики должны стать: поддержка макроэкономической стабильности, стабилизация финансового сектора, активная индустриализация, решение проблем на рынке недвижимости, поддержка малого и среднего бизнеса, реализация программы 30 корпоративных лидеров, реализация инновационных проектов, развитие АПК, обеспечение занятости уязвимых слоев населения.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

10 Декабря, 2016, 12:19 4815

казахстан это развитая страна или развивающаяся

Фото: из открытых источников

В этом году Казахстан отмечает знаменательную дату – 25 лет независимости. С 16 декабря 1991 года наша страна стала представлять собой  политически самостоятельное государство. Зарубежные дипломаты впечатлены темпом развития страны и ее потенциалом.

Очень много смысла кроется в этом слове — независимость: защита своих границ, миролюбивые отношения со всеми странами мира, отказ от четвертого в мире по запасам ядерного арсенала, вхождение в число наиболее конкурентоспособных стран мира, доверительные и ясные отношения между нациями и религиями, подъемы и спады экономики. Кроме того создание и Евразийского экономического союза, вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, членство в Совете безопасности ООН.

На рубеже 25 лет Казахстану есть что сказать миру и есть чем гордиться. На слуху экспертов каждая инициатива Главы государства Нурсултана Назарбаева.

Что сегодня говорят о Казахстане эксперты узнаем в обзоре корреспондента BNews.kz.

Посол Российской Федерации в РК Михаил Бочарников:

— На фундаменте 25 лет независимости Казахстан стал уверенно развиваться благодаря модели межнационального согласия. Используя эту модель, Казахстан смог добиться результатов в своем социально-экономическом развитии, в укреплении международного авторитета. Это чрезвычайно важная мера для любого государства и должен вас заверить, что Россия тоже, являясь многонациональным государством, с огромным вниманием, наблюдает, что делается в братском Казахстане в этом плане. За эти годы конкретное воплощение получило евразийская интеграция, которую предложил и обосновал Н.Назарбаев. Очень важно то, что делается Казахстаном в укреплении мира и согласия сегодня.

Посол министерства иностранных дел Китайской Народной Республики Яо Пейшэн:

казахстан это развитая страна или развивающаяся

— По площади Казахстан – большая страна, а по численности населения – она маленькая. Но по стилю дипломатии и зрелости, по достигнутым целям, по известности Казахстан считается «большой» страной. 25 лет независимости – это большое событие для страны, пройденный путь был нелегок. Здесь сделано многое за годы независимости — это целое достояние нации. Президент РК Нурсултан Назарбаев сыграл решающую роль в становлении и развитии страны и об этом можно говорить бесконечно.

Посол Норвегии в РК Оле Йохан Берной:

казахстан это развитая страна или развивающаяся

фото Актобе Таймс

— Казахстан за короткий по историческим меркам срок осуществил ряд масштабных вопросов, к примеру, страна  полностью отказалась от ядерного оружия. Год за годом,  на протяжении долгих лет Казахстан не переставал достигать новых вершин. Независимость дала возможность встать на новый путь развития. За небольшой временной отрезок страны удалось добиться серьезных успехов. Рождение молодой столицы Казахстана — Астаны, стало ярким олицетворением процветания сильного государства.

Посол Канады в РК Шон Перри Стайл:

фото Хабар

— Дипломатическим отношениям наших стран исполняется 25 лет. Казахстан впечатляюще развивается. Иногда настолько быстро, что мы забываем о возрасте страны. У нас высокие ожидания. Мы поддерживаем Казахстан в этих начинаниях. Все государственные программы, которые развиваются в Казахстане, представляют большой интерес, и в особенности Стратегия «Казахстан 2050». Мы поддерживаем Казахстан в этих начинаниях. Все государственные программы, которые развиваются в Казахстане, представляют большой интерес, и в особенности Стратегия «Казахстан 2050», потому что это долгосрочная программа планирования и развития страны. Цели, которые расписаны в программах «Казахстан 2050» и План нации по вхождению страны в 30-ку развитых стран мира возлагает большую ответственность не только на правительство Казахстана, но на самих казахстанцев.

Посол Республики Польша в РК Мачей Ланг:

— В этом году Казахстан отмечает 25-летие Независимости, которое является знаменательной датой. Казахстану — 25 лет, за его развитием я наблюдал с начала его основания. Впервые в Казахстан я приехал в 1996 году, столько лет спустя я могу сказать, чего добилась страна. И это прекрасный повод, чтобы поздравить всех казахстанцев.

Сегодня, можно с гордостью сказать, что за 25 лет независимости Казахстан показал серьезные успехи в своем экономическом развитии. Важным историческим и символическим моментом первого года независимости Казахстана  стал Указ Президента РК Нурсултана Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

В свою очередь, руководитель центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в центрально-азиатском регионе Академии госуправления при Президенте РК Айгуль Садвокасова перечислила этапы развития казахстанской идентичности. Айгуль Садвокасова поделила их на три, подробнее об этом рассказано здесь.

К слову, стоит напомнить и о текущих мероприятиях, например республиканская акция Ассамблеи народа Казахстана поезд «Тәуелсіз Қазақстан», посвященная 25-летию независимости Казахстана.

По данным организаторов, поезд «Тәуелсіз Қазақстан» в течение 43 дней посетит 35 населенных пунктов во всех регионах страны и завершит свою работу 14 декабря в Алматы. Работой поезда будут охвачены все социальные группы, особое внимание будет уделено социально уязвимым слоям населения, ветеранам ВОВ, жителям отдаленных населенных пунктов страны.

26 лет назад Казахстан завершил «парад суверенитетов», последней из советских республик объявив о независимости. На сегодняшний день государство заметно выделяется на фоне других стран бывшего СССР. Власти рассчитывают довести темпы экономического роста до 5% в ближайшие несколько лет. По их оценкам, к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых стран мира. RT разбирался, насколько реализуемы эти планы.

16 декабря Казахстан отмечает День независимости. Страна стала последней советской республикой, которая объявила о выходе из состава СССР.

Сейчас Казахстан является крупнейшей экономикой Центральной Азии и второй по величине среди стран бывшего Советского Союза. Однако амбиции властей этим не ограничиваются. В конце 2017 года кабмин Казахстана утвердил Стратегический план развития государства до 2025 года. Его ключевая цель — выход на темпы экономического роста не менее 4,5—5% в год, а также обеспечение уровня жизни населения, сопоставимого с развитыми странами — членами ОСЭР.

Как заявил министр экономики Казахстана Тимур Сулейменов, при условии реализации намеченных мер к 2025 году ВВП страны в пересчёте на душу населения должен составить порядка $46,1 тыс. (по паритету покупательной способности).

«Как было поручено в послании этого года главой государства, подготовлен документ, который предполагает создание новой модели экономического роста и повышения благосостояния народа. Данный документ направлен на реализацию основного стратегического документа страны — «Казахстан-2050». Цель — вхождение в тридцатку», — цитирует слова премьер-министра Бакытжана Сагинтаева официальный сайт правительства Казахстана.  

Напомним, в январе 2017 года Нурсултан Назарбаев обратился к народу республики, представив план третьей модернизации.

  • Нурсултан Назарбаев
  • globallookpress.com
  • © Cui Xinyu

«Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году», — говорится в обращении, текст которого опубликован на официальном сайте главы государства. Новые меры должны дополнить и продолжить принятый в 2015 году план «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

План, в первую очередь, направлен на реформирование системы государственного управления. Первый блок программы посвящён вопросам формирования профессионального госаппарата. В числе внедряемых мер введение прямой зависимости доходов чиновников от конкретных результатов их труда. Для госслужащих обязательным становится выполнение годовых планов, для членов правительства — достижение интегральных макроэкономических индикаторов.

Также большое внимание уделяется вопросам подотчётности государства гражданам. Для этого, к примеру, предложено максимально упростить доступ населения к статистическим данным, а также к любым данным, не являющимся гостайной.

Нурсултан Назарбаев пошёл и на коренные реформы: в начале 2017 года глава РК объявил о планах по передаче части президентских полномочий правительству и парламенту. По мнению экспертов, это уникальный прецедент для постсоветского пространства, где в большинстве случаев трансфер полномочий происходил в обратном направлении — от парламента к президенту.

Сам Нурсултан Назарбаев объяснил реформу необходимостью усилить роль парламента в вопросах формирования кабмина, который, в свою очередь, получил полномочия по «непосредственному управлению экономикой».

Президент сохранил за собой право назначать только трёх министров: главу МИД, министра внутренних дел, а также министра обороны. Премьер-министр оказался переподчинён парламенту — свои полномочия глава кабина отныне слагает не перед президентом, а перед меджлисом (нижней палатой парламента. — RT).

Аграрный вопрос

В планах казахских властей удвоение доли несырьевого экспорта к 2025 году. Также важной статьёй экспорта в перспективе должна стать сельскохозяйственная продукция.

«Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики», — говорится в обращении Назарбаева к нации.

  • Сбор урожая пшеницы в Казахстане
  • Reuters
  • © Shamil Zhumatov

Добиться этого будет непросто. По оценкам аналитиков казахского инвестиционного банка Halyk Finance, в последние годы роль агропромышленного комплекса в экономике снижается.

«С 2010 года доля сельского хозяйства в экономике не превышает 5%, что ниже 6,4% в 2005 году и 8,2% в 2000 году», — говорится в отчёте инвестиционной организации.

Однако при этом именно АПК обеспечил треть всего прироста ВВП за 2016 год. По мнению аналитиков, это связано, в частности, с благоприятными природными условиями в тот период. Характерной чертой казахского агросектора является высокая волатильность. Это связано не только с климатическими условиями, но и с технологическим и организационным отставанием в этой сфере.

Большая часть растениеводческой продукции производится или мелкими фермерскими хозяйствами, или вовсе подсобными хозяйствами.

Также по теме

«Нашли развязки по всем ключевым вопросам»: Лавров — об итогах встречи глав МИД прикаспийских государств

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл совместную пресс-конференцию с главами внешнеполитических ведомств Азербайджана,…

На сельхозпредприятия приходится только 31% производимой в стране продукции. В животноводстве порядка 70% продукции производится хозяйствами населения, 15% — фермерами и крестьянами и только 13% — крупным и средним бизнесом. При этом Казахстан является одним из мировых лидеров по площади пахотных земель и пастбищных угодий.  

На данный момент Казахстану удалось стабилизировать ситуацию в аграрном секторе, остановив падение, однако для реализации колоссального сельскохозяйственного потенциала предстоит сделать ещё очень многое. Например, остро стоит транспортная проблема. Отдельного внимания заслуживает вопрос господдержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Кроме того, отсутствие свободного рынка земли также тормозит рост эффективности в агросекторе, говорится в докладе Всемирного банка «Экономика идёт на поправку. Что дальше?».

Впрочем, как рассказал в интервью RT директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, хотя Казахстан действительно располагает колоссальным потенциалом в аграрной сфере, возлагать все надежды на АПК не следует.

«Сельское хозяйство действительно может стать одним из драйверов роста. Однако в первую очередь следует говорить о внутреннем спросе: мировой рынок сельскохозяйственной продукции сегодня перегрет, и найти каналы сбыта за рубежом аграриям очень непросто», — пояснил эксперт.

Сырьевая привязка

В качестве ещё одного фактора, тормозящего развитие аграрного сектора, эксперты называют дефицит перерабатывающих мощностей. В целом ориентация на сырьевой экспорт — одна из структурных проблем казахской экономики, считают эксперты.

Напомним, основной статьёй зарубежных поставок Казахстана за рубеж является минеральное сырьё. На него приходится порядка 80% экспорта.

  • Нефтеперегонный завод в Казахстане
  • РИА Новости
  • © Борис Бабанов

В обрабатывающей отрасли пока отсутствует положительная динамика. В 2006 году темпы промышленного роста в стране достигли 7,7%, но в дальнейшем эти показатели стали снижаться. В 2008 году прирост промышленного производства составил 2,4%, в 2010—2011 годах этот показатель держался в диапазоне 1—2%. По данным CIA World Factbook, рекордный обвал произошёл в 2014 году. Тогда казахская промышленность нарастила производство только на 0,3%.

Для стимулирования промышленного роста в 2014 году властями была запущена государственная программа индустриально-инновационного развития, рассчитанная до 2019 года. На её реализацию из бюджета запланировано выделить 878,3 млрд тенге (порядка $2,6 млрд).

Также по теме

По новому курсу: что ослабляет зависимость валют нефтяных стран от цен на углеводороды

Аналитики фиксируют значительное снижение зависимости курсов нацвалют стран-нефтеэкспортёров от цен на углеводороды. На стоимость…

Сырьевой экспорт ставит экономику в прямую зависимость от мировой конъюнктуры, объяснила в интервью RT руководитель отдела экономики Института стран СНГ, доктор экономических наук Аза Мигранян, и, говоря о перспективах роста, нужно в первую очередь остановить внимание на конъюнктуре мировых рынков.

«Снижение мирового спроса на сырьё уже оказывало негативное влияние на темпы промышленного роста в Казахстане. Однако если цены останутся хотя бы на сегодняшнем уровне, а ещё лучше будут демонстрировать рост, то можно предположить, что даже при сохранении прежней отраслевой структуры в Казахстане возможен прирост ВВП», — подчеркнула эксперт.

Также ещё одним источником роста может стать повышение спроса внутри страны.

«Источники роста в республике имеются, инвестиционная привлекательность достаточно высока, во всяком случае по сравнению с другими странами Центральной Азии», — добавила Мигранян.

Решающие кадры

Астана рассчитывает воспользоваться выгодным географическим положением Казахстана — на пути между бурно растущими азиатскими экономиками и европейским рынком. Особый интерес для казахской стороны представляет китайский проект «Новый шёлковый путь».

Сегодня Казахстан занимается реконструкцией транспортной инфраструктуры, в рамках этой программы запланировано строительство новых железнодорожных линий протяженностью 2 тыс. 300 километров. Астана рассчитывает нарастить транзитные перевозки через казахскую территорию к 2020 году в два раза.

«Транзитный потенциал Казахстана нужно отметить отдельно: это и трубопроводные поставки в Китай, и железная дорога, и туристические, торговые центры, которые строятся в пограничной зоне между Казахстаном и Китаем, а также между Казахстаном и Россией», — считает Аза Мигранян.

По мнению Журавлёва, географическое положение является одним из преимуществ, которые помогут Астане реализовать планы экономического развития. Кроме того, эксперт отметил сырьевую независимость республики и наличие большого числа квалифицированных специалистов.

  • Люди гуляют в парке г. Байконур
  • Reuters
  • © Ilya Naymushin

Но главное преимущество Казахстана сегодня — проводимая в стране политика отбора управленческих кадров, считает Журавлёв. По его мнению, казахские чиновники выгодно отличаются от коллег из соседних государств.

«Чаще всего это достаточно молодые, но компетентные люди, и можно говорить о том, что отбор на управленческие позиции ведётся эффективно. Также существует серьёзная ротация кадров. Казахи умеют создавать последовательные стратегии развития, детально проработанные и выполнимые», — подвёл итог Журавлёв.