Гражданин узбекистана резидент или нерезидент

Издательство «Гарант-Пресс»

Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (*). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года.

(*) п. 2 ст. 207 НК РФ

При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства. То есть налоговыми резидентами России могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом.

Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов.

Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право. Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (*). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода (**).

(*) п. 4 ст. 210 НК РФ

(**) письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74

Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (*), такими документами, в частности, могут являться:

— справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени;

— копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

— квитанции о проживании в гостинице.

(*) письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64

Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (*).

(*) письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782

Считаем 183-дневный срок

Остановимся на расчете срока. 183-дневный срок определяется путем суммирования количества дней за 12 следующих подряд месяцев (например, с июля 2012 г. по июль 2013 г.). День приезда в страну и день отъезда за пределы России засчитываются в срок пребывания на территории России. По крайней мере, так считают специалисты Минфина России (*). Правда, некоторые суды делают вывод, что дата прибытия на территорию России не включается в этот срок на основании положений статьи 6.1 Налогового кодекса (**). В ней сказано, что «течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало».

(*) письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157

(**) пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4

Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает (*). Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории (**).

(*) письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@

(**) письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156

Пример

В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда):

— с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту;

— с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка;

— с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей.

При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил:

365 – 179 = 186 дн.

Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.

Первичный налоговый статус

Человек, который устраивается на работу, может иметь статус как резидента, так и нерезидента. Ведь ни гражданство, ни место его постоянного жительства за редким исключением на налоговый статус не влияют. И по какой ставке НДФЛ будут облагаться его доходы, зависит только от фактического времени его нахождения на территории России, которое должно быть документально подтверждено (*).

(*) письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670

Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на да ту фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) (*).

(*) п. 2 ст. 223 НК РФ

Пример

Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).

Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.

Окончательный налоговый статус — резидент

В конце календарного года некоторые работники могут сменить свой налоговый статус по НДФЛ. Например, иностранные граждане, принятые на работу в текущем году как нерезиденты, в конце этого года могут стать налоговыми резидентами, в результате чего необходимо пересчитать им НДФЛ по всем доходам, полученным в текущем году, исходя из 13-процентной ставки (*).

(*) письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30

Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента.

Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может.

Пример

9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре). Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%.

Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода. Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря.

В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу (*).

(*) письма Минфина России от от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219,

Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период. Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.

Пример

Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь.

Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета. Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно (*).

(*) ст. 231 НК РФ

Окончательный налоговый статус — нерезидент

Возможна и обратная ситуация: сотрудник, у которого в течение года удерживали налог по обычной 13-процентной ставке, по окончании года сменил налоговый статус на нерезидента. В этом случае организация должна доначислить ему НДФЛ исходя из ставки 30 процентов. Если ранее такому работнику были предоставлены налоговые вычеты по НДФЛ, при перерасчете они не учитываются.

Пример

Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения. Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется.

Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%. Поэтому организация обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.

По материалам книги-справочника «Зарплата и другие выплаты работникам»
под редакцией В.Верещаки

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами. Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом.

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

гражданин узбекистана резидент или нерезидент

Вопрос очень простой, но в то же время очень популярный и сильно обросший мифами.

Что нужно запомнить:

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Чтобы узнать, резидент вы или нет, посчитайте, сколько дней за последние 12 месяцев вы провели в России. 

183 дня или больше? Вы резидент. 

Меньше? Нерезидент.

Зачем надо это знать?

Чаще всего — для трудоустройства. У резидентов из зарплаты вычитают налог в размере 13%, у нерезидентов — 30%:

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

Разница большая, терять деньги никому не хочется. А некоторые несознательные бухгалтеры любят всех иностранцев считать по ставке 30%.

Как доказать, что я — резидент?

Очень удобно считать проведенные вами в России дни по штампам пересечения границы в паспорте. Сойдут и копии старых миграционных карт, если вы приезжали по внутреннему паспорту и штамп на границе вам не ставили. Способов много, только не забывайте, что это в ваших интересах предоставить доказательства бухгалтеру. На слово не поверят, побоятся рисковать.

Исключения

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

  • от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (это про тех, кто работает по патенту — прим. ред.);
  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов. 

Если вы работаете по патенту, или у вас есть временное убежище, или вы являетесь участником программы переселения — налог с вас будут снимать по ставке 13%, независимо от того, являетесь вы резидентом или нет.

ЕАЭС

Доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению  по ставке 13 % с первого дня работы, вне зависимости от срока пребывания в России. 

В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

Мифы

Миф 1: Иностранец с РВП всегда считается резидентом.

Вовсе не обязательно. 

Пример: Маша — гражданка Украины. Она впервые приехала в Россию в мае 2017, сразу подала на РВП по браку, в июле уже его получила. Разве Маша — резидент? Нет, ведь Маша пробыла в России меньше 183 дней за последние 12 месяцев.

Миф 2: Все граждане РФ являются резидентами.

Опять же, нет. 

Пример: Толик — гражданин Российской Федерации, но уже 8 лет безвыездно живет в Бангкоке. Толик  не является резидентом, потому что за последние 12 месяцев он провел в России менее 183 дней.

Миф 3: Резидентство определяется по дате последнего въезда в Россию.

Нет, резидентство определяется при сложении количества дней, проведенных в России за последние 12 месяцев.

Миф 4: Чтобы быть резидентом, вообще нельзя выезжать из России. Как только выедешь — все обнулится.

Нет. При подсчете учитывается суммарное количество дней, проведенных в России за последние 12 месяцев. Выезжать можно.

Миф 5: Если ты заехал как нерезидент, то никогда не станешь резидентом.

Нет, это полный бред. Вы станете резидентом, как только проведете в России 183 дня за последние 12 месяцев.

Пересчет НДФЛ

Когда сотрудник еще не приобрел статус резидента, работодатель удерживает налог по ставке 30 процентов. С момента изменения статуса иностранного специалиста с нерезидента на резидента налог с его доходов следует исчислять по ставке 13 процентов. Также бухгалтер обязан пересчитать весь ранее удержанный в текущем налоговом периоде налог по новой ставке.

08.08.2011

Постановлением Кабинета Министров «О мерах по упорядочению реализации услуг авиаперевозок» от 1 августа 2011 года № 224 установлен порядок в соответствии с которым с 5 августа 2011 года реализация авиабилетов на территории Республики Узбекистан авиакомпаниями, их представительствами и агентами производится только за иностранную валюту:

резидентам Республики Узбекистан, когда начальный пункт отправления всей авиаперевозки находится за пределами Республики Узбекистан;

нерезидентам Республики Узбекистан (во всех случаях).

Также напомним, что согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров от 28 июня 2002 г. № 235 реализация авиакомпаниями и их агентами авиабилетов резидентам и нерезидентам Республики Узбекистан в части, касающейся участков авиаперевозок, в которых и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами Республики Узбекистан, должен производиться только за иностранную валюту.

В случае продажи авиабилетов за национальную валюту на авиаперевозки, указанные выше, органы государственной налоговой службы налагают на авиакомпании или представительства авиакомпаний либо их агентов штраф в размере 100 процентов от суммы продажи, взыскиваемый в доход государственного бюджета. В случаях непризнания вины авиакомпаниями или представительствами авиакомпаний либо их агентами и отказа от добровольной уплаты штрафа — штраф применяется по решению суда.

Статья 19 Налогового кодекса

Резидентом Республики Узбекистан признается:

юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в Республике Узбекистан;

физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Республике Узбекистан в совокупности сто восемьдесят три и более дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде.

Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Узбекистан время, в течение которого гражданин иностранного государства или лицо без гражданства пребывало:

1) в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус;

2) в качестве сотрудника международной организации, созданной по международному договору Республики Узбекистан;

3) в качестве члена семьи лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, при условии, что таким физическим лицом не осуществлялась предпринимательская деятельность;

4) исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Узбекистан (транзитное следование);

5) в качестве туриста, на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Узбекистан исключительно с такими целями.

Нерезидентом Республики Узбекистан признается лицо, не отвечающее критериям, установленным частью первой настоящей статьи.

Согласно Положению о порядке ввоза и вывоза наличной национальной валюты Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1326) резиденты – это граждане Узбекистана; иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Узбекистане; а нерезиденты — лица, не подпадающие под понятие резидента.

Согласно законодательству о паспортной системе граждане Республики Узбекистан, считаются постоянно проживающими за границей в том случае, если они выписаны из места постоянного жительства в Узбекистане и оформившие разрешение на выезд за границу на постоянное жительство в установленном порядке. Таким образом иностранные граждане и лица без гражданства, неимеющие постоянное место жительства (то есть не имеющие постоянной прописки) в Узбекистане считаются нерезидентами.

Документами утверждены:

Положение о порядке представления информации в органы государственной налоговой службы и репатриации средств представительствами иностранных авиакомпаний; Вся выручка в национальной и иностранной валюте от продажи авиаперевозок представительствами и агентами зачисляется на их банковские счета. Но выручка от продажи авиаперевозок агентами должна быть перечислена с их банковских счетов на счета представительств, открытых в банках Узбекистана, за вычетом комиссионных вознаграждений агента. При этом комиссионные удерживается агентом в национальной валюте по курсу Центрального банка на день реализации авиабилетов.

Установлено, что представительства ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, должны представлять в территориальные органы государственной налоговой службы информацию по установленным формам. Территориальным органам государственной налоговой службы предоставлено право проверять достоверность представленной информации и требовать дополнительные сведения. Документом также урегулирован порядок определения средств представительств иностранных авиакомпаний, подлежащих репатриации (переводу средств на счет иностранной авиакомпании за рубежом).

Положение о порядке обязательной постановки на учет представительств иностранных авиакомпаний в качестве постоянного учреждения в органе государственной налоговой службы и порядке освобождения от уплаты налогов с доходов, полученных иностранными авиакомпаниями. Открытие представительств иностранных авиакомпаний осуществляется путем их аккредитации в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством. Представительство считается аккредитованным со дня выдачи разрешения на его открытие (сертификата об аккредитации). Документом урегулированы вопросы постановки на учет представительств иностранных авиакомпаний, осуществляющих продажу авиаперевозок, в качестве постоянного учреждения в органах государственной налоговой службы, а также порядок освобождения от уплаты налогов с доходов иностранных авиакомпаний в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Вы отправляете ссылку на текущую статью
Кому(e-mail)*:
От (имя)*:
Комментарий:
Код антибота*: