Гражданин чем отличается от обывателя

Кто ты: обыватель или гражданин? Важно однажды перейти из состояния обывателя в состояние гражданина, занимающего активную жизненную позицию.

Определимся с терминами.

Кто такой обыватель? Обыватель — это человек, который старается жить и действовать в обществе, исходя в первую очередь из своих интересов и потребностей. Обычно, коллективные дела он выполняет, если ему это чем-то выгодно или если заставляют. До того, как в нем пробудится импульс к самостоятельным действиям, обыватель будет стремиться к прянику и избегать кнута. Кнут здесь — выход из зоны комфорта, аскезы, преодоление своих вредных привычек, инертности, негативных черт характера, вставание на путь самоосознания, служение обществу без морковко-зарплатного стимула в  качестве главного мотивирующего фактора.

Главная цель обывателя – наполнить в супермаркете тележку с едой. И несут, несут, несут по городу пакетики накупленной еды, чтоб дома ее приготовить и съесть. Покушать вкусно дома — в чистом и безопасном месте – кульминационный момент в ежедневном быту обывателя. Это показ обывателя  самому себе его состоятельности.

Как-то так обыватель устраивает, что ему всегда чего-то недодают. Он часто выступает в роли жертвы обстоятельств.

Если идет по городу и увидит бомжа, роющегося на свалке, сделает вид, что его не замечает. По этой детали видно, что так же он не замечает, запрещает себе и думать и на темы общественного развития, нравственных ценностей, сохранения здравых традиций.

Гражданин – это человек, который среди множества стимулов выбрал для себя такой редкий стимул как служение обществу. Историк Лев Гумилев называет таких людей пассионариями. Пассионарии бегут от комфорта, лежания, обжорства, вредных привычек. Они понимают, что человек – не вечен. Жизнь пролетает быстро. Раз – и уже такой возраст, что начали одолевать болезни, как ни крути.

Как успеть опередить болезни, которые ограничивают жизнедеятельность? Как продлить долголетие и активную жизнь, чтобы больше пользы принести обществу? – задают граждане-пассионарии себе вопросы. Главный вопрос, который они сами себе постоянно задают: «Чьим вкладом ты стал? Кому ты помог? Чья жизнь от твоих действий стала светлее и радостнее?».

Гражданин – это человек, слова которого совпадают с делами. Он знает, что есть такое понятие как ответственность. Он готов брать ответственность согласно своих сил, не преуменьшая свои возможности. Он понимает, что важно себя не сохранить, а грамотно истратить. Почувствуйте разницу: сохранить или грамотно истратить.

Человек с активной жизненной позицией стремится думать масштабно. В рамках страны, мира, человечества. И, исходя из осмысленного масштаба, ставит себе ближние и дальние цели для деятельности. Обычно, цели таковы, что приходится отказаться от того, чем дорожит обыватель – комфортом. Очень часто пассионарии, чтобы увеличить запас жизненной энергии мало едят. Преимущественно вегетарианцы. Занимаются спортивными упражнениями для поддержания хорошей физической формы. В наши дни – многие еще и сыроеды. Они отказались от таких вредных привычек, как: пьянство, чрезмерный сон, пустое просиживание в соцсетях, выпивание по праздникам, курение, компьютерные игры, секс вне семьи с разными партнерами. Они готовы отказаться от низшего ради высшего.

Обычно человек с трудом переходит из одного вышеуказанного состояния в другое. Что мешает?

Перечислим сдерживающие факторы.

Одна из сторон человеческой природы такова, что человеку свойственно хотеть меньше напрягаться. Стремление к покою, к пребыванию в зоне комфорта, к наслаждению заложено как одна из программ человека в стандартном наборе снаряжения для жизни, полученном при рождении.

Человек, не перешедший в состояние гражданина, имеет свои мотивы в любой деятельности. Он хочет наслаждаться. Как наслаждаться больше? Для этого он совершает какие-то усилия. Создает семью. Так ему легче обустроить гнездышко комфорта. Так больше лиц будет трудиться для того, чтобы в тележке в супермаркете можно было положить много вкусной и сытной еды. Нужно получить образование: школа, техникум, университет, найти работу, удержаться на работе. При прохождении каждой из ипостасей: школьник, студент, работник, супруг, обыватель испытывает все меньше энтузиазма. Это мотивация из выживания, внешняя.

Как обывателю прорваться из состояния спячки? Прорыву к гражданской позиции мешают страх, незнание, недостаток поддерживающего окружения, подавленное чувство вины, пример окружения и родственников, которые говорят: «Не высовывайся! Тебе что, больше всех надо что ли?».

Страхи, которые посещают обывателя, бывают разного рода. Он надумывает, как может быть нехорошо, если он начнет проявлять свои лучшие качества в действии. Все увидят. Система не одобрит. Страх нарастает, парализует еще до начала действий.

Но – подступают старость, болезни, нереализованность, щемящая сердце, не дающая спать. И кто-то из обывателей выходит из спячки, словно выпрыгивает из бочки с холодной водой на открытый воздух, в которой сидел с головой всю жизнь, и начинает дышать кислородом. Он выпрыгивает из бочки, доверху наполненной водой и брызги летят с его волос, одежды на пол. Этот образ может показать, каково это — буквально прорваться в новую ипостась — ипостась гражданина, которому не все равно.

За счет чего происходит переход? За счет того, что человеку чего-то начинает сильно нехватать. Так сильно, что он готов терпеть лишения ради получения желаемого. В процессе получения желаемого индивид начинает понимать, что чтобы получить желаемое, надо развиваться как личность. Узнает признаки развитой личности. Начинает делать то, что делает развитая личность. В итоге, становится гражданином, достигает свои цели через реализацию социально значимых целей.

Все цели человека понятны, предсказуемы и давно обобщены в классификацию. С точки зрения подхода американского психолога российского происхождения А. Маслоу, все потребности человека можно разделить на группы и расположить в иерархической последовательности.

гражданин чем отличается от обывателя

Фундаментом пирамиды потребностей являются физиологические потребности человека. Это сон, секс, еда, вода.

Затем идет потребность в безопасности. Она включает в себя такое понятия как: мой дом — надежная крепость. Человек хочет чувствовать себя защищенным.

Следующий уровень потребностей – это потребности в принадлежности и любви. Сюда входит понятие принадлежности к какой-то социальной общности. Важно быть принятым в этом сообществе. Также на этом уровне важно любить и быть любимым.

Затем следует уровень потребностей в уважении. Компетентность.

А. Маслоу еще выше этажом пирамиды потребностей поставил эстетический уровень потребностей человека. На этом уровне для людей слова: гармония, порядок, красота – не пустой звук, а необходимость. Олег Тинькоф как-то упоминал в одном из интервью, что в стремлении заработать деньги он мотивировал себя и тем, не в последнюю очередь, что если заработает миллион и больше, то вырвется наконец-то из грязи, сможет жить в красоте.

Самый высший уровень потребностей человека называется – уровень самоактуализации. Потребность в самоактуализации глодала главного героя «Алхимика» Паоло Коэльо. Недаром эта книга стала хитом в современном мире. В первую очередь ее полюбили те, кто уже достиг самоактуализации в достаточной степени, а также те, кто находится на пути к ней и мотивирует себя продолжать этот путь к вершине человеческого существования. Сюда входят: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. Духовые, культовые потребности входят также в эту группу. Самоактуализация – вершина человеческой жизни, вершина пирамиды потребностей человека. К ней мы идем путем различных преобразований, внутренних и внешних.

Чтобы самоактуализация — солнце человеческой личности, взошло быстрее, важно осознать себя, выйти из позиции «Мне все равно». Удовлетворенная потребность низшего уровня не мотивирует достигать целей, относящихся к высшему уровню. Поэтому необходимо не только пакетики с едой таскать в свою норку, а иногда и отказаться от этого, чтобы направить силы на другие аспекты пирамиды потребностей.

Путь от обывателя к гражданину порой непрост, это своего рода нравственное рождение в новом качестве. Однако, этот путь единственный, сможет помочь человеку пройти все ступени пирамиды потребностей, не зацикливаясь на первых двух.

Были до нас, будут после нас, но сейчас – наше время! Время действовать.

Этот текст (точнее, его концептуальная часть) родился во многом случайно, как побочный продукт работы над другими вопросами. Я не старался изо всех сил «прикрутить» собственную теорию мотивов к государству. «Оно само» так получилось. Я догадываюсь, что мои мысли о социуме и государстве мало кому могут быть полезными, но, быть может, кто-то в них найдет рациональное зерно. Я хочу написать о мотивации человека в отношении государства, иными словами, что человек хочет получить от своей страны. Мне кажется, время пропагандистских воззваний в духе «не спрашивай, что Америка сделала для тебя» прошло. Времена меняются, требования к власти растут количественно и качественно. Что лежит в их основе? Что на самом деле требует житель страны от властей?

Государство, гражданин, обыватель

Итак, есть государство – система администрирования и управления территорией, населением закрепленным за этой территорией и инфраструктурой, физически размещенной на данной территорией. Мотивация государства весьма многогранна и значительно выходит за рамки представления, диктующего «осчастливить своих подданных». Я готов допустить, что мотивация государства в отношении людей не отличается от мотивации скотовода в отношении своих подопечных. «Есть дела и поважнее, а скотину достаточно кормить и убирать навоз». Однако, люди (граждане государства) значительно сложнее домашних животных, поэтому вопрос «кормить и убирать навоз» в отношении людей также сложнее. И недоработки на этом уровне чреваты социальными катаклизмами, которые могут поставить под угрозу само существование государства. Но что и как должно делать государство, дабы его граждане оставались лояльны? Тем более, что в настоящее время репрессивные меры для подавления недовольных граждан становятся все менее эффективными и даже опасными для власть предержащих. Чего же хочет «народ»?

Народ хочет «и того и другого, и можно без хлеба», как говорил голосом Евгения Леонова Винни Пух в замечательном мультфильме. Мотивация людей сложна, притом не принимать ее во внимание нельзя. Запрет на реализацию потребностей чреват социальной напряженностью и возможностью бунта. А невозможность реализации потребностей чревата депрессией, отсутствием желания делать что-либо для общества вообще. Парадокс в том, что жизнь современного человека существенно легче физически чем жизнь предков, живущих еще 100 лет назад, и это обилие свободного времени дополнительно усложнило мотивацию людей (они стали задумываться о том, что им не могло прийти в голове ранее). Само собой, развитие желаний в полном соответствии с буддистскими истинами «умножило страдания», то есть усилило недовольство существующей ситуацией. И это общемировая проблема. Впрочем, факт кризиса западного общества уже давно является общим местом, но западное общество как-то еще может балансировать между революцией и всеобщей апатией. В России же, кризис дошел до того, что у нас наблюдается и депрессия и предреволюционная ситуация одновременно. Так как мотивация жителей страны не находит адекватного отклика в действиях государства в лице конкретных персон и институтов.

Нет, я не говорю о том, что государство обязано стараться осчастливить реальными инициативами всех граждан. Для психики и мотивации, которая растет из психической реальности, нет различия между воображаемым и реальным. То есть некоторые мотивационные устремления могут быть реализованы не через реальные действия, а посредством канализации мотивов через пропагандистские усилия (оптимален конечно комплекс из реальных дел и активной их пропаганды). Но в любом случае, разбираться с мотивацией необходимо. Иначе, это не даст возможности каких-либо позитивных изменений: недовольство и нежелание делать что-либо во благо — плохие союзники для развития. 

Понятно, что мотивация всех людей, формально являющихся гражданами конкретного государства, не одинакова. На одной границе социума – самомотивированные индивиды, которым от государства в принципе ничего не надо, это «граждане мира» (или «безродные космополиты» — кому как нравится), на другой – маргиналы, также не требующие ничего от государства в силу отсутствия такого понятия в их мотивационной системе. Между этими крайностями размещена основная масса людей, о мотивации (потребностях, определяющих активную заинтересованность и поведение) которых и пойдет речь. Концептуально, я бы выделил 2 основных направления мотивации, которые можно назвать «Обыватель» и «Гражданин». Это не типология людей, это только направленность мотива, и эти виды направленности в тех или иных пропорциях присущи всем людям, которых принято считать «нормальными». Мотивация «Обывателя» сугубо индивидуалистична, эгоистична: «хочу чтобы государство дало мне…». Мотивация «Гражданина», в противоположность «Обывателю» начисто лишена индивидуалистической компоненты: «хочу чтобы государство было…» и включает в себя абстрактные желания о поведении государства в отношении граждан в целом, в отношении «народа». И то и другое – крайности, которые в чистом виде можно встретить только в словесных интернет-баталиях, когда оппоненты скорее общаются с демонами в своей голове, нежели с реальными собеседниками. Люди (кроме маргиналов, которых мы уже исключили) в реальности руководствуются как мотивацией Обывателя, так и мотивацией Гражданина. Поэтому, рассматривать требуется оба направления мотивации людей, это покажет более полную картину. И после этой достаточно длинной увертюры, я перейду к собственно потребностям с точки зрения Обывателя и Гражданина.    

Модель 8 мотивов и государство

Мы в свое время выделили 8 базовых потребностей, движущих людьми во всех ситуациях потребления. Это: Доминирование, Безопасность, Принадлежность, Размножение, Гедонизм, Экономия, Исследование, Забота. Я склонен думать, что они полностью покрывают и мотивацию людей в описываемом контексте. Тем более, что в нашем «потребительском» мире, и к государству отношение во многом потребительское, как к продукту. Люди, недовольные тем, как ведет себя по отношению к ним государство, действуют точно так же, как будто они недовольны продавцом, который продал им некачественную стиральную машину – они сразу же начинают искать возможности найти другой «продукт» (эмигрировать), протестовать, жаловаться и иными способами требовать «справедливости», то есть пытаться восстановить попранные потребительские права. А маргинальные группы («космополитов» и «бомжей», грубо говоря), способных вести себя иначе, мы исключили из рассмотрения.

Доминирование

Доминирование – стремление достичь и продемонстрировать высокий уровень в социальной или групповой иерархии.

Для Обывателя это означает дословно то же самое: «я хочу иметь возможность повысить свой уровень в иерархии и показать это всем». Речь здесь идет о социальных лифтах и символах статуса. Как только государство костенеет и социальные лифты перестают работать без «социального лифтера» — в обществе зреет недовольство. Если сравнить СССР и США, в данном контексте, то преимущества США были налицо: хоть социальные лифты в СССР, возможно, работали даже лучше, в СССР было крайне плохо с символами демонстрации статуса.  Были ограничения и на различные групповые иерархии – «самым крутым фриком» было довольно сложно стать. В итоге было ощущение «хочещь жни, а хочешь куй, все равно получишь фигу». В то время, как в США активно педалировали тему «американской мечты» (воображаемый социальный лифт с понятными правилами игры) и бесчисленные возможности воображаемых социальных лифтов в отдельных группах (что не позволяет говорить о реальном росте статуса в социуме, но позволяет канализировать эту потребность в безобидное для власть имущих русло). В демократической же России, с символами статуса проблем нет (скорее их избыток), а вот отсутствие социальных лифтов и торжество родственных и дружеских связей во всех точках роста вызывает массу негатива.

Для Гражданина, Доминирование означает, что он живет в стране, которая «самая-самая», страна доминирует во всех сферах, где есть возможность сравнения с другими государствами. Мотивация Гражданина, как противоположная по знаку мотивации Обывателя может во многом нивелировать ее, что и было в СССР — «колбасы нет, но зато мы в космос летаем». Сейчас России похвастать особо нечем (в том числе и по причине слабости пропагандистской машины, неспособной даже явные достижения на мировой арене подать так, чтобы это не вызывало волны недовольства). Кстати, победы в спорте также напрямую связаны с потребностью в Доминировании. И в настоящее время, на общем фоне это хоть какой-то способ успокоения Гражданина, желающего видеть свою страну великой. Правда, способ не всегда удачный и очень ситуативный. И вообще, лучше иметь в запасе и другие способы показать величие государства Гражданину, который живет в каждом. Еще один аспект доминирования, важный для Гражданина – ограничение возможностей реализации этой потребности через установление четких социально-приемлемых правил игры (работы социальных лифтов) и жесткий контроль соблюдения (справедливость). Ситуацию с данным аспектом в современной России лучше не комментировать…

Безопасность

Безопасность – очевидное стремление обезопасить себя во всех сферах.

Безопасность Обывателя – личная безопасность и безопасность своих близких. Понятно, что никто не застрахован от несчастий, но градус отсутствия безопасности в России (в том числе и созданный стараниями СМИ) зашкаливает.

Безопасность Гражданина – безопасность страны от опасных воздействий. Это уверенность в том, что в случае любой опасности, будь то террористы, некий внешний враг или метеориты с марсианами, государство выстоит и защитит всех. Это вопрос соответствующих государственных ведомств. И это в том числе пропагандистский вопрос.

Принадлежность

Принадлежность – стремление принадлежать к группе, ощущать себя частью чего-то целого.

Обыватель, как я уже сказал – индивидуалист, ему чужда забота о группе. Но и эта потребность касается его. Обыватель избегает принадлежности к угнетаемой группе. Иными словами, Обыватель не против угнетения вообще, он против угнетения таких, как он. Мы все принадлежим в силу ряда причин к нескольким различным группам, этническим, социальным, культурным. И никто не хочет ощущать себя принадлежащим к угнетенным. Эту карту успешно разыгрывали в информационных войнах во все времена, разжигая ощущение угнетенности в какой-либо группе, сплачивая людей и толкая их на агрессивное изменение ситуации (зачастую в худшую для них же сторону). В России ситуация в этой области вообще парадоксальная – самой «угнетенной» считается системообразующая этническая группа – русские.

Гражданин же хочет принадлежности в чистом виде, принадлежности к чему-то большему, к чему-то хорошему и правильному, к сильной стране с великой историей и великим народом. А у нас как-то так вышло, что страна есть, а ничего великого и не осталось. Последние остатки величия – героическую историю, изо всех сил стараются смешать с грязью… Вообще, по части реализации Принадлежности, как для Обывателя, так и для Гражданина, ситуация сложилась просто не поддающаяся сравнению. Это просто дико. Особенно для русской ментальности, где понятия коллективизма, гордости за коллективные достижения являются одними из ключевых.

Размножение

Стремление к продолжению рода – фундаментальная мотивация всех живых существ, вроде бы и не нуждающаяся в расшифровке. В продолжение рода вовлечен целый ряд поведенческих актов, от биологичного коитуса до социально обусловленных ритуалов ухаживания и т.п.

Обыватель хочет всего комплекса (сексуальное удовольствие пока не трогаем): возможность нахождения себе пары, создания семьи и возможность успешного деторождения. И конечно же, он хочет помощи от государства, позволяющей успешно и без потерь реализовать эту программу. Впрочем, поддержку деторождения оказывает каждое уважающее себя государство (что может совсем и не сказываться на уровне воспроизводства), так что Америку тут не открыть. Обыватель всегда будет хотеть больше и больше – чтобы за каждого ребенка выдавали яхту и виллу, например. Это эгоистичное желание компенсирует мотивация Гражданина.

Гражданин хочет, чтобы все «плодились и размножались». Мотивация Гражданина отвечает за социальные стандарты многодетности в семьях. И в традиционных обществах, социальные стандарты могут значительно подавлять эгоистичную мотивацию Обывателя, где «плодятся и размножаются» вне зависимости от наличия поддержки со стороны государства. Но в обществах, где вопрос формирования социальных стандартов отобран у авторитетного «Гражданина» и отдан на откуп масс-медиа, все иначе. Размножение сведено к гедонизму, культ которого не дает работать ни программам стимулирования рождаемости ни социальным стандартам. Россия в данном вопросе на перепутье – мы еще не стали однозначно эгоцентричным обществом, как то навязывается масс-медиа, и мы уже давно перестали быть традиционным обществом в чистом виде. Очевидно, что нужно работать со всеми видами мотивации. Негативная демографическая динамика видна уже не первый год, и что-то нужно менять.

Гедонизм

 Каждое живое существо стремится к удовольствию и избегает неудовольствия. Примитивный (по смыслу, а не по механике) биохимический механизм коррекции поведения, человек превратил в самостоятельную мотивирующую силу, с которой подчас не может совладать.

Обыватель хочет доступного удовольствия, получаемого всеми возможными способами. От государства Обыватель многого не требует – сделать удовольствия максимально доступными. Или хотя бы минимизировать набор запрещенных удовольствий. Что, в общем-то и реализуется, а бизнес привычно удовлетворяет существующие запросы и формирует новые. В итоге, в современном мире, стремление к удовольствию стало культом. Но проблема в том, что Обыватель не в состоянии контролировать этот процесс и готов стимулировать свой «центр удовольствия» до потери сил. Природа поставила жесткие рамки получения позитивного биохимического, эмоционального или иного подкрепления, на этом же, во многом стояла и мораль. Но Обыватель, «взломав» эту систему, сделал удовольствие самоценным. Что лишило смысла привычные схемы реализации иных потребностей. Зачем заниматься утомительным делом создания семьи и воспитанием потомства, когда сексуальное удовольствие доступно и без этого? Кроме того, семья существенно снижает возможности получения и других видов удовольствий. Отсюда, причины низкого уровня деторождения в развитых странах совсем не удивляют. Гедонизм «перетянул» доминирующую мотивацию на себя.

Гражданин имеет диаметрально противоположную мотивацию в данном вопросе: он хочет жесткого контроля государства над гедонистической сферой. Гражданин вообще большой моралист. И всегда хочет максимального сужения спектра возможных удовольствий, где остаются доступными только социально-приемлемые формы гедонизма. Подобную шизофреническую мотивацию мы часто видим в людях – для себя хотим одного, «для народа» — совсем другого. Но в масштабах государства, подобное двоемыслие реализуемо с огромным трудом, если вообще реализуемо. У нас в стране это особенно наглядно: каждый хочет поменьше работать, но больше развлекаться. Для «народа» же каждый располагает целым веером требований. К сожалению, люди представляющие собой власть, руководствуются точно такой же шизофренической логикой. И это началось еще задолго до Перестройки, пожалуй в 50-е ХХ века…

Экономия

Человек всегда стремится экономить свои силы и ресурсы. Впрочем это свойственно и другим животным, которые не будут шевелиться без необходимости. Ресурсы всегда небезграничны. Просто у человека больше ресурсов, которые он может осознанно экономить. И больше различных смыслов для экономии.

Обыватель в вопросах экономии сил и средств завязан на реализацию индивидуалистичных потребностей. И если уж торжествует гедонизм, то экономия или является его частью (поменьше работать, побольше лениться) или же является ступенькой к тому или иному виду гедонизма (накопить денег, купить большой телевизор). Впрочем, другие потребности также могут быть связаны с экономией, например доминирование: накопить деньги и купить большой автомобиль.

Гражданин мотивирован на реализацию более сложных поведенческих схем, он рассматривает экономию в разрезе стратегических (социально приемлемых или позитивных) целей. Но в целом, мотивация Обывателя и Гражданина дополняет друг друга. И роль государства в обеих случаях схожа – обеспечение возможности экономии. Экономия это «экономить ресурсы для…». То есть, нужно, чтобы:

А) ресурсы можно было экономить в принципе (при инфляции в сотни процентов или грабительской банковской политике, очевидно, экономия теряет смысл вообще);

В) было что экономить в принципе (при отсутствии свободных ресурсов, речь может идти лишь о выживании и тут не до экономии, это сильнейший стресс);

С) была цель экономии (иначе вся экономия выльется в банальную лень) – купить лучший дом, скажем. Больше от государства в разрезе этой потребности не требуется.

Исследование

Мотивация, двигающая познать мир вокруг и самого себя присуща людям от рождения и зачастую до самой смерти.

Обыватель в принципе не любопытен, его интересует только достаточно узкий круг тем – скандалы, интриги, расследования и телепрограмма на неделю. От государства здесь требуется только одно – отсутствие табуированных тем. Если нечто является «запретным», потребность в исследовании просыпается у самых ленивых и нелюбопытных, и вот уже вся страна читает самиздатовский вариант «Один день Ивана Денисовича» или распространяет слухи, один нелепее другого. С этим в России традиционная проблема – «власти что-то скрывают», и это утверждение, помноженное на проблемы в других мотивационных блоках, порождает самые безумные слухи. Так было во времена Чернобыля, так было во время потопа в Крымске.

Гражданин же требует, чтобы государство всемерно стимулировало исследовательскую мотивацию, развивая образование и науку. И конечно же, чтобы власти ничего не «скрывали».

Забота

Потребность в заботе, в мотивации Обывателя и Гражанина раскладывается в двух взаимодополняющих плоскостях.

Обыватель хочет, чтобы государство заботилось о нем и его семье, что бы с ним ни случилось и где бы это ни произошло. По своей дурости попал в снежный буран на другом конце Земли – государство должно заботиться. 

Гражданин хочет, чтобы государство заботилось о слабых, немощных и тех, кто не способен проявить или реализовать себя в полную силу.

И то и другое подразумевает эффективно работающие институты социальной защиты и ряд мер по контрою и сохранению жизни и безопасности своих граждан. Впрочем, с законностью этих требований как правило глупо спорить.

Этим список жизненно важных мотивов в контексте «житель страны – управляющая надстройка» исчерпан. К сожалению, мотивация человека во многом двулична или даже шизофренична: для себя мы хотим «хорошего», для других – «правильного». Это ставит жирный крест на создании даже жалкого подобия «идеального общества» или «идеального государства». И если некие силы начинают раздувать то, что жители страны или отдельные группы получают что-то «плохое» или «неправильное», сразу возникают волнения. А удовлетворить всех – невозможно. Тем более, что государственная машина отличается медлительностью и неповоротливостью. Тем более такая огромная машина, как Российское государство. Быть может, если рассматривать работу институтов государства не с позиции этих институтов, а с позиции мотивации и влияния (реальном или виртуальном) на людей, дело как-то улучшится? Как знать…

Разные мотивационные элементы неравнозначны – одни являются системообразующими. Это Доминирование, Безопасность, Размножение, Принадлежность. Другие являются как-бы служебными, обслуживающими более важные потребности – это Экономия, Исследование, Забота, отчасти даже Гедонизм (который всегда приходится направлять и контролировать). Одни потребности требуют системных изменений на уровне государства, другие – лишь корректировки. В любом случае, для успешной работы с мотивацией самой важной является информационная система, предназначенная для сбора обратной связи и информировании жителей различными способами и при помощи различных каналов. В России с этим большая проблема, что вместе с проблемами удовлетворения потребностей жителей, заставляет создавать и тиражировать негативные настроения. Что влечет к росту и депрессии и революционных настроений в разных аспектах бытия. 

Вы можете спросить —  а как же свобода, демократия, общечеловеческие ценности, права человека и меньшинств? Лично для меня эти ментальные конструкты не более, чем символы манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Для мотивации подобных абстракций не может существовать. Эти вещи всегда привязаны к тем или иным аспектам реализации конкретных потребностей. Привязаны реальной или мнимой цепью причинно-следственных связей. И эти понятия можно вывернуть как в одну, так и в другую сторону. Впрочем, для пропагандистской риторики, эти понятия подходят как нельзя лучше. Но в более широком, системном контексте, эти понятия — бессмыслица. Люди могут быть довольны жизнью и «под гнетом тирании», люди могут быть несчастны и в «самой свободной стране мира». Мотивация первична. Этого не изменить.

Спасибо за внимание.